Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Топи их всех...

Авторизация  
AdmFlint

237 просмотров

13 сентября 1942. Некоторое время назад командующий подводным флотом кригсмарине Карл Дёниц отправил четыре больших подводных лодки IX серии для поиска «мягких мест» у Кейптауна, и на пути туда, уже в пределах указанной зоны — так диктовала безопасность — назначил им цели для атаки, одной из которых оказался британский войсковой транспорт «Лакония».

Топи их всех...

Командир подлодки U-156 Вернер Хартенштайн после атаки на транспорт обнаружил, что корабль перевозил около 1800 военнопленных итальянцев, и начал оказывать помощь пассажирам транспорта, среди которых помимо итальянцев были британские и польские военнослужащие и около 80 гражданских пассажиров, среди которых были женщины и дети. Уже занимаясь оказанием помощи Хартенштайн запросил по радио дальнейшие инструкции у Дёница.

Командир U-156 Вернер Хартенштайн

Дёниц оказался перед сложным выбором. Это было раннее утро и можно представить, как он со своими штабными офицерами спешно собрались в халатах перед картой — отменить операцию или уничтожить людей союзников. Хотя в этом выборе был большой политический элемент, он утверждал в своих мемуарах, что принял решение сам — дал добро на спасательную операцию и в эфир тут же полетело радио от командира U-156:

«Если какой-нибудь корабль пожелает оказать помощь экипажу «Лаконии», я не стану атаковать его при условии, если сам не буду атакован с моря или с воздуха. Имею на борту 193 спасенных. 4 градуса 52 минуты южной широты, 11 градусов 26 минут западной долготы.

На помощь поспешили подлодки кригсмарине U-506 и U-507 и итальянская подлодка «Каппеллини». Также штаб надводного флота во главе с главнокомандующим Кригсмарине Эрихом Редером договорился, что французские корабли режима Виши выйдут навстречу подлодкам, чтобы подобрать выживших. Гитлера также проинформировали; его морской адъютант фон Путткамер сказал Деницу, что «фюрер не желает, чтобы кейптаунская операция сорвалась, и запрещает подлодкам при любых условиях рисковать собой и спасать кого бы то ни было.»

Через четыре дня четырехмоторный американский самолет «Либерейтор» под командованием лейтенанта Джеймса Д.Хардена заметил U-156, буксирующую четыре спасательные шлюпки, полные выживших, и получил недвусмысленный приказ командира эскадрильи ВВС армии США с базы на острове Вознесения Роберта С. Ричардсона III, опасавшегося, что немецкие подлодки после завершения спасательной операции пойдут ночью обстреливать нефтехранилища его базы на острове Вознесения. Чтобы обозначить операцию, как спасательную, капитан U-156 вывесил на мостике флаг Красного Креста размером 2х2 метра. Сделав несколько кругов вокруг подлодки, «Либерейтор» пролетел на малой высоте от кормы и сбросил две бомбы, в тот момент, когда спасательные шлюпки спешно отцепляли, третья бомба разорвалась среди них, перевернув одну шлюпку. Следом появился еще один американский самолет и тоже атаковал, одна из его бомб разорвалась непосредственно под рубкой подлодки и нанесла серьезные повреждения: внутрь аккумуляторного отсека начала поступать вода и батареи стали выделять хлор.

Топи их всех...

Несмотря на повреждения Хартенштайн смог уйти под воду и, насколько это было возможно в создавшейся обстановке, произвести ремонт, а уже поздно вечером U-156 всплыла и послала по радио рапорт о произошедшем.

Роберт С. Ричардсон III, отдавший приказ на уничтожение U-156
 
Роберт С. Ричардсон III, отдавший приказ на уничтожение U-156

Это донесение попало в штаб-квартиру подводного флота вскоре после одиннадцати вечера и, по словам Дёница, разгорелась жаркая дискуссия, в ходе которой его штаб спорил с тем, что продолжение спасательной операции является полностью оправданным. Дёниц, однако, был намерен закончить начатое, закрыв дискуссию словами: «Теперь я не могу сбросить людей обратно в воду, я буду продолжать». Под «людьми» он подразумевал только итальянских военнопленных с «Лаконии». Был послан приказ, что на борт подлодок следует брать только итальянцев, которые и продолжили свое движение навстречу с французскими кораблями.

U-507, фото сделано с французского сторожевого корабля «Дюмон д’Юрвиль»
U-507, фото сделано с французского сторожевого корабля «Дюмон д’Юрвиль»

Рассказ об этом эпизоде в дневнике Карла Деница заканчивается записью от 16 сентября:

«Как показывает рапорт капитана U-156, он не верил, что противник атакует, увидев флаг Красного Креста и все признаки спасательной операции. Это невозможно понять. Следует заключить, что на него повлияло зрелище сотен людей в воде, сражающихся за свою жизнь».

Таковы факты. За ними, проявившийся в ходе дискуссии, продолжавшейся до раннего утра 17-го сентября, скрывается самый большой вопрос по поводу подводной войны и претензий Дёница на то, что он воевал честно. Детали, вероятно, никогда не станут известны.

Собственный отчет Дёница характерен полным молчанием на эту тему. Связывался ли он с Редером или Гитлером в ту ночь с 16-го на 17-е сентября? Создается впечатление, возможно вызванное намеренно, что все приказы отдавались только от его лица и все обсуждения ограничивались только стенами его штаба.

Однако невозможно представить себе, что высшее командование флота не было в курсе. Ввиду того, что Гитлер уже вмешался в ситуацию раньше и выразил желание не подвергать опасности подлодки, можно предположить, что штаб фюрера поучаствовал в этом деле.

Также добавляла масла в огонь полученная 14 сентября сводка о нападении на немецких выживших. В ней указывались три случая, когда выжившие с немецких эсминцев, тонувших в Нарвике во время норвежской кампании, были обстреляны британцами при попытках выбраться на берег, и много случаев того, как немцев выживших после потопления транспортных судов у Крита, обстреливали и убивали в воде.

Один из приведенных инцидентов касался того, как капитан британской подводной лодки позволил греческому экипажу моторного парусника «Осиа Параскиви» сесть в спасательные шлюпки «... и вели прицельный огонь с близкого расстояния по немецкому офицеру и трем солдатам в воде после того, как они покинули тонущее судно, пока все четверо не были убиты».

Карл Дёниц, командующий подводным флотом Германии
Карл Дёниц, командующий подводным флотом Германии

Дёниц, конечно же, не мог отдать прямой приказ убивать выживших в спасательных шлюпках по той самой причине, которая указана в анализе военно-морского штаба: если это будет обнаружено пропагандой противника, то может сказаться на участи немецких моряков. С другой стороны, речь шла о боевом духе его подчиненных, многие из которых, несмотря на интенсивную пропаганду ненависти, были бы потрясены столь хладнокровными инструкциями, идущими вразрез со всеми кодексами морской войны.

Кроме того, если бы противник начал предпринимать ответные меры, на его стороне было бы явное преимущество, так как он реально контролировал море и небо над ним.

Топи их всех...

Так 17-го сентября 1942 года родился приказ «Тритон Ноль», так же известный, как «приказ о Лаконии»:

  1. Запрещается предпринимать любые действия по спасению выживших с потопленных судов, включая подъём людей из воды и передачу их на спасательные шлюпки, возврат в нормальное положение перевёрнутых шлюпок, снабжение выживших провизией и водой. Спасение противоречит основному смыслу военных действий, состоящему в уничтожении судов противника и их команд.
  2. Приказы о взятии в плен капитанов и главных механиков остаются в силе.
  3. Спасайте выживших только при наличии у них важных для подлодки сведений.
  4. Будьте непреклонны. Помните, что враг не заботится о женщинах и детях, когда бомбит германские города.

Напоследок хочется сказать: мы не можем знать, по какому пути пошла бы история, не отдай командир американской эскадрильи приказ топить немецкие подлодки, спасавшие тонущих людей, но наверняка можно сказать, что этот приказ ожесточил моряков обеих воюющих сторон в отношении спасавшихся на шлюпках и плотах экипажей грузовых судов.

 

Иллюстрации: KLEY_ РИСУЕТ
Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш журнал, если статья вам понравилась!

Авторизация  


1 Комментарий


Рекомендуемые комментарии

Американцев конечно тоже можно понять, они боялись за свои нефтехранилища, но что мешало бомбить исключительно подлодку, а шлюпки не трогать мне не понятно.

 

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...