Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Броненосцы береговой обороны. Сиамские близнецы.«Шри Аётха».

Морская коллекция

43 просмотра

Сиам(нынешний Таиланд) в 30-х годах 20 века был единственной независимой страной в Юго-Восточной Азией. Со всех сторон он был окружен колониальными владениями Англии и Франции. И очень сильно на почве нелюбви к колонизаторам Сиам подружился с Японией.

Поэтому броненосцы для своего небольшого,но весьма амбициозного флота королевство заказало в Японии.Заказ был размещен на фирме "Кавасаки".

Построена серия из двух кораблей.Построены в Японии на верфи «Кавасаки» ,вступили в строй в 1938 году.

 

Головной корабль получил свое название в честь средневекового тайского государства Аютии (Аюттхаи).У второго-наиболее прославившегося корабля в европейской транскрипции есть несколько вариантов написания.Все они в статье присутствуют.

 
scale_1200
 

 

 

 
scale_600
 

 

 
scale_1200
 

 

 

 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 

 

 

"Шри Аётха» (Sri Aeuthia)

заложен 1936,спущен на воду 31.07.1937,вступил в строй 16.06.1938.Потоплен в Саттахипе во время попытки военного переворота 30.06.1951

"Дхонбури» (Dhonburi),часто пишут также как"Тонбури"

заложен 1936,спущен на воду 31.01.1938,вступил в строй 05.08.1938.Потоплен французами 17 января 1941 года, затем поднят, использовался в качестве несамоходного учебного судна, сдан на слом в 1967 году

Водоизмещение-2015 т (нормальное) / 2265 т (полное)Длина76,4 м. Ширина14,43 м.осадка 4,14 м. Бронирование-Пояс: 63 мм, 
башни: 102 мм, 
барбеты: 102 мм, 
палуба: 25…38 мм, 
рубка: 102 мм

Двигатели-2 х дизельные установки 5200л.с.,Скорость15,5узлов.Дальность 5800 морских миль.Экипаж 155 человек

Вооружение- 2 × 2 — 203-мм орудия главного калибра, 4 × 1 — 76-мм и 4 × 1 — 40-мм орудия.

 
scale_1200
 

 

 

 
scale_1200
 

 

 

 
Thonburi  в Йокогама 12 сентября 1938
 

Thonburi в Йокогама 12 сентября 1938

 

 
scale_1200
 

 

 
Броненосец береговой обороны «Тонбури»
 

Броненосец береговой обороны «Тонбури»

 

 
HTMS Thonburi за 4 дня до потопления
 

HTMS Thonburi за 4 дня до потопления

 
Картина неизвестного художника из  музея королевских ВМС.
 

Картина неизвестного художника из музея королевских ВМС.

 

После поражения Франции в июне 1940,королевство Сиам решило пользуясь случаем вернуть находившиеся под французским протекторатом Лаос и Камбоджу.В сентябре на север Индокитая вошли японские войска,а 28 ноября 1940 сиамская армия перешла границу и вторглась на территорию Французского Индокитая. Французы в ответ отправили свою колониальную эскадру в Сиамский залив.

Ранним утром 17 января 1941 французский отряд( легкий крейсер "Ламотт_Пике"( Lamotte-Picquet ) и Авизо Dumont d'Urville (1931) ,Авизо Amiral Charner (1932),Авизо Marne (1917) ,Авизо Tahure (1919) ) напал у острова Ко-Чанг на сиамскую эскадру в составе HTMS Dhonburi , Миноносец HTMS Chandaburi (1935),Миноносец HTMS Songhkla (1937)
Минный заградитель HTMS Nong Sarai (1937),Сторожевой катер HTMS Thiew Uthock (1936) ). Боеготовность сиамских кораблей была невысока. С целью экономии топлива все корабли стояли на якоре, причем турбинные миноносцы — с погашенными котлами, так что для дачи хода им требовалось не менее часа времени.

С миноносцев услышали шум двигателей французского разведывательного самолета и начали разводить пары ,но так и не успели дать ход и вскоре были потоплены.Перед этим они пытались обстрелять появившийся перед ними французский крейсер-причем в основном зенитными снарядами с дистанционным взрывателем).Перепутали в суматохе.

Командир броненосца «Тонбури» коммандер Луанг Промвиирапан приказал сниматься с якоря и одновременно безуспешно пытался по радио связаться с аэродромом Чантабури с целью вызова воздушного прикрытия.
Наличие на броненосце дизельной энергетической установки позволило ему уже в 6.20 дать ход. В это время наблюдатели на мостике «
Тонбури» уже смогли заметить верхушки мачт «Ламотт-Пике» на юге, а также видеть всполохи и слышать звуки артиллерийской стрельбы. Броненосец передал радиосоообщение в штаб флота: «Ламотт-Пике» атакует таиландские миноносцы южнее Ко-Чанга», — после чего сам двинулся на юно -восток , подняв обращенный к набитому минами заградителю «Нонг Сарай» флажный сигнал «Не следовать за мной». В 6.45 «Ламотт-Пике», двигаясь курсом северо-восток со скоростью 22 уз. открыл по «Тонбури» огонь из башенных 155-мм орудий. Броненосец немедленно ответил двухорудийными залпами 200-мм калибра, его стрельба была довольно точной по направлению, но дистанция бралась таиландскими артиллеристами заведомо неверно. В противовес этому, огонь французов, хотя и ведшийся фактически в «просветы» между островками, был эффективным. Уже в 6.48 четвертый залп крейсера угодил в «Тонбури», снаряды разорвались на нижней палубе, а один — на мостике, причинив тяжелые потери в личном составе. Убит был и командир броненосца Промвиирапан. Система управления огнем главного калибра была выведена из строя, рулевое управление заклинено и корабль начал описывать циркуляции.

Таиландский броненосец, продолжал вести нечастый огонь двухорудийными залпами главного калибра, однако ввиду того, что управление огнем теперь было только местным (видимо, каждая башня стреляла самостоятельно), а дистанция росла, то стрельба «Тонбури» стала совсем плохой. К этому времени «Тонбури» был тяжело поврежден, горел в трех местах, имел заметный дифферент на корму и крен на правый борт, его кормовая башня была выведена из строя. Около 7.20 броненосец прекратил огонь, развернулся и начал отходить по мелководью .

В это время места боя достигли самолеты вызванной с броненосца сиамской авиации.Однако первый удар сиамских легких бомбардировщиков Воут V-93S «Корсар» из 44-й эскадрильи с Чантабури, по иронии судьбы пришелся на поврежденный «Тонбури», ошибочно атакованный и получивший попадание бомбы, причинившей новые серьезные повреждения. К 9.50 броненосец достиг Лаем-Нгоб на побережье Таиланда, где сел на грунт на глубине 6 м в устье реки Чантабун. Борьба с пожарами и поступлением воды так и не увенчалась успехом ив 11.00 корабль был оставлен экипажем.

Бой у Ко-Чанга закончился. Французы не имели никаких потерь и повреждений.

«Тонбури», по французским данным, произвел около 100 двухорудийных залпов 200-мм орудий, не достигнув ни одного попадания. Точность его стрельбы в рапорте Терро характеризуется как «довольно посредственная».

Потери личного состава таиландских кораблей в ходе боя у Ко-Чанга оказались на удивление невелики, и, согласно таиландским источникам, составили 36 погибших: 20 на «Тонбури», 14 на «Сонгкла» и двое на «Чонбури» 
При этом французы- при отсутствии полных данных разведки и постоянно теряя противника среди крохотных островов считали что им удалось уничтожить оба сиамских броненосца.

В Таиланде же бой у Ко-Чанга был объявлен образцом выдающегося героизма и до сих пор преподносится как победа таиландского флота, отбившего нападение французских агрессоров на Ко-Чанг и заставившего противника ретироваться. Коммандер Луанг Промвиирапан был посмертно произведен в кэптены (видимо, манера посмертного повышения в чине была заимствована у японцев). 17 января был назначен как День Таиландского флота, а из башен и носовой надстройки броненосца HTMS Dhonburi был построен мемориал в королевской Военно-морской академии Таиланда в Пакнам. Возле него тайские морские офицеры принимают присягу.

Это было единственное морское сражение недолгой франко-сиамской войны 1940-1941гг. При посредничестве Японии 11 марта был заключен мир,Сиаму отошли Лаос и две провинции Камбоджи.

Сражение у Ко-Чанга в очередной раз проявило недостатки в подготовке вооруженных сил третьеразрядных государств при столкновении с первоклассными военными державами- отсутствие в военное время службы разведки,поддержания боеготовности, мер пассивной защиты(боны,минные заграждения),крайне низкая подготовка личного состава-особенно артиллеристов,отсутствие взаимодействия родов войск,качественной связи. Даже наличие вполне современной техники(корабли и самолеты тайцев- конца 30-х годов)- и возможность "Тонбури" одним метким залпом главного калибра уничтожить французский флагман -в реальном боестолкновении не дало сиамцам никаких шансов. Организация снова победила технические характеристики железа.

Представляется, что таиландцы в итоге легко отделались и что только стечение обстоятельств (в частности, уход «Шри Аётхи») и недостаточная активность французов уберегли их от куда более тяжелых потерь.

 
Это виновник торжества на мели
 

Это виновник торжества на мели

 
А это его поднимают
 

А это его поднимают

 

 
он же на службе в 1961
 

он же на службе в 1961

 

Позднее «Тонбури» был поднят и отбуксирован транспортом «Чанг» в Бангкок, однако полностью восстановлен так и не был. Использовался в качестве несамоходного учебного судна, сдан на слом в 1967 году

«Шри Аётха» благополучно пережил войну на Тихом океане и был потоплен 30 июня 1951 года в Саттахипе в результате попадания авиабомбы с самолета ВВС Таиланда и огня полевой артиллерии таиландской армии в ходе предпринятой морскими офицерами попытки военного переворота против Пибусонграна. Остов корабля впоследствии на месте разобрали на металл.



0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...