Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Авианосцы.Конец японского феникса."Тайхо".

Морская коллекция

45 просмотров

scale_1200
 
 

 

В марте 1944 в состав японского Императорского флота вошел самый современный авианосец "Тайхо". Он был так хорош,что командование флота планировало построить еще 7 таких же и улучшенных.

Уже 5 апреля IJN Taiho был в Сингапуре ,а потом ушел на Суматру где прошел боевое слаживание в авианосном соединении с участием IJN Shōkaku и IJN Zuikaku . Отрабатывалась совместная работа авиагрупп и противовоздушная оборона. Авианосец с 15 апреля стал флагманом Объединенного флота ,на нем держал штаб вице-адмирал Дзисабуро Одзава .

Американцы стягивали авианосцы к Мариинским островам и готовили вторжение на Сайпан. Японское командование приняло решение нанести удар по ним всеми имеющимися силами.Операция получила название «Kantai Kessen» (решительный бой) .

 
scale_1200
 
 

 

Соединение Одзавы дозаправилось легкой свежедобытой нефтью с Борнео у о. Таракан и вышло на исходные позиции для атаки. 13 июня 1944 года IJN Taihoв составе ударной группы покинул Тави-Тави и, пройдя через Филиппинские острова, взял курс на Сайпан .Всего японцы собрали 9 авианосцев.

1 из 8
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 

 

Авиагруппа на IJN Taiho перед боем при Марианских островах:

  • Истребители Мицубиси A6M "Зеро" - 19 (2 потеряны до боя 13.06-го)
  • Пикировщики Йокосука D4Y "Суйсэй" - 17
  • Торпедоносцы Накадзима B6N "Тэндзан" - 14 (1 потерян 13.06)
  • Разведчики Йокосука D4Y1-C - 3
  • Пикировщики Аити D3A "Тип 99" - 1 (2 потеряны 13.06)

В 7:45 утра 19 июня 1944 года авианосец развернулся против ветра для запуска самолетов (16 Mitsubishi A6M Zero, 17 Yokosuka D4Y и 9 Nakajima B6N) . Но японские авианосцы были замечены американской подводной лодкой USS Albacore ,которая ,заняв удобную позицию,выпустила по IJN Taiho веером 6 торпед. У "Альбакора" в момент атаки отказал прибор управления торпедной стрельбой ,стреляли американцы практически "на глаз".

Один из пилотов поднятой в воздух авиагруппы ,прапорщик Сайко Коматсу ( в др. варианте унтер-офицер Комацу Сакё) ,во время взлета заметил след от торпеды. Далее есть две версии событий. По самой распространенной( и самой яркой) пилот направил свой пикировщик D4Y "Суйсэй" на торпеду и подорвал ее ценой своей жизни. По другой он просто расстрелял торпеду.

Еще 4 торпеды ушли мимо,но одна из торпед все-таки достигла корабля. Попадание пришлось в правый борт,в районе надстройки.Повреждения получили цистерны с топливом,заклинило один из лифтов.

Смесью забортной воды и топлива из поврежденных цистерн затопило несколько отсеков и шахту лифта,корабль получил полутораметровый дифферент на нос и вынужден был снизить скорость на полтора узла,чтобы уменьшить забор воды через пробоину . Аварийная команда подручными средствами,скамейками и столами ,забаррикадировала шахту поврежденного лифта. Ситуация еще не воспринималась критической,авианосец с 9:20 выпустил еще две волны самолетов.

Однако , топливо из поврежденных цистерн не только смешивалось с поступающей водой ,но также заполняло поврежденную шахту и выделяло большое количество летучих фракций,которые распространялись по палубам и отсекам.Особенностью сортов легкой нефти,принятой с Борнео,была повышенная летучесть,при этом без ярко выраженного запаха.

Распространение паров нефти по ангарам было обнаружено аварийной командой. Так как ангары "Тайхо" были полностью закрыты, единственным способом откачать нефтяные пары и заменить их свежим воздухом была механическая вентиляция. Во избежание концентрации паров,грозящей взрывом,по приказу командира дивизиона живучести на полную мощность была включена вентиляция, вентиляционные каналы были открыты по обе стороны от ангаров, а также на некоторое время был опущен кормовой подъемник с целью попытаться увеличить приток воздуха. Но даже это не позволило снизить концентрацию паров. После полудня, вентилирование ангарной палубы продолжалось, лишь иногда, для подъема самолетов использовали кормовой подъемник. Были разбиты даже иллюминаторы для притока воздуха. Но результат получился обратный,создавшейся тягой нефтяные пары распространились по всему кораблю и привели к объемному взрыву.

Около 14:30,через 6 с половиной часов после попадания торпеды, "Тайхо" содрогнулся от нескольких сильных взрывов, старший офицер штаба на мостике заметил как полетная палуба выгнулась и авианосец начал быстро набирать воду. Внутренним объемным взрывом ему вскрыло обшивку и он начал тонуть. Адмирал Одзава хотел остаться на корабле, но офицеры настояли чтобы он перешел на крейсер"Хагуро" . Вскоре "Тайхо" разворотило еще одним взрывом и он затонул в 16:28 унеся с собой 1650 офицеров и моряков из 2150. Хотя тонул авианосец около двух часов,большинство либо не успело выбраться, либо было убито во время взрыва, т.к. пары нефти распространились по многим внутренним помещениям.

 

Вполне возможно, что авианосец можно было спасти, если бы не 2 других фактора. Его сырая нефть давала крайне огнеопасные пары, а его экипаж показал плохую подготовку, пытаясь удержать скорость 26 узлов и держа открытыми все вентиляционные шахты. В 15:30 внутренний взрыв буквально разворотил корабль. Пожары не дали спасателям даже подойти к борту. Авианосец затонул в 17:28, 1650 человек из экипажа в 2150 погибли. — Пол Стивен Далл. Боевой путь Императорского японского флота / Перевод с английского А.Г. Больных. — Екатеринбург: Сфера, 1997. — 384 с. — (Морские битвы крупным планом).

 

1 из 8
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 

 

Нештатная ситуация возникла из-за роковой заправки вместо обычного мазута суматранской нефтью,насыщенной легкими фракциями и отличающейся повышенной летучестью.Послевоенный анализ показал, что если бы дивизион борьбы за живучесть вообще ничего не делал, корабль остался бы цел. При этом,возможно из-за отсутствия опыта у экипажа, попытки откачать затопленную шахту, также как и попытки залить топливо пеной, не предпринимались.

Главным же фактором стало тотальное невезение,преследовавшее Императорский флот после перелома в войне. Случайное попадание торпеды, выпущенной американцами практически наугад, неверное решение командира дивизиона живучести в условиях изменения исходных данных(замена мазута на легкую нефть)..даже героизм пилота не изменил ситуацию. В результате сотни моряков заживо сгорели при взрыве,а огромный новейший корабль ушел на дно. Через 5 месяцев похожая ситуация произойдет с огромным авианосцем "Синано",он даже не успеет войти в строй.



1 Комментарий


Рекомендуемые комментарии

Феникс так и не возродился)
Хотя кто его знает, может японцы какой-нить из новых авианосцев в его честь назовут... Хотя имя выходит несчастливое, так что скорее всего нет)

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...