Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Линейные корабли.Красные флаги над Хохзеефлотте."Гельголанд".

Морская коллекция

318 просмотров

scale_1200
 
 
 

Вторая серия германских дредноутов была построена по программам 1908-1909(3 шт.) и один-1909-1910 годов.За основу был взят предыдущий "Нассау",на котором установили 305 мм 50 клб пушки (вместо 280 мм на "Нассау"),улучшили бронирование и подводную защиту. Все это обошлось в дополнительные 4000 тонн водоизмещения.

При этом силовая установка осталась на паровых 4-циллиндровых машинах тройного расширения, а башни главного калибра были расположены по архаичной ромбической схеме. Из 12 орудий ГК на борт могли стрелять лишь 8. Сохранялся также второй противоминный калибр-88 мм .

Всего построено 4 линкора- типа "Гельголанд"( иногда называют также типа "Остфрисланд") .Названия,по традиции немецких броненосцев,корабли получили в честь немецких провинций,земель и островов - Гельголанда,Восточной Фризии,Тюрингии и Ольденбурга.В судостроительной программе корабли значились как замена списываемых устаревших броненосцев береговой обороны типа "Зигфрид"-соответственно-"Зигфрид","Ольденбург","Беовульф" и "Фритьоф".

Корабли отличались хорошей маневренностью , неплохой мореходностью и традиционной для немецкого флота живучестью.

1 из 11
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 
1 из 16
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 

 

«Остфрисланд» SMS Ostfriesland Заложен 19 октября 1908, спущен на воду 30 сентября 1909, вступил в строй 15 сентября 1911, потоплен как мишень 21 июля 1921

«Гельголанд» SMS Helgoland Заложен 24 сентября 1908 , спущен на воду 25 сентября 1909 , вступил в строй 19 декабря 1911, продан на слом в 1924

«Тюринген» SMS Thüringen Заложен 7 ноября 1908 , спущен на воду 27 ноября 1909 , вступил в строй 10 сентября 1911, продан на слом в 1923

«Ольденбург» SMS Oldenburg Заложен 1 марта 1909 , спущен на воду 30 июня 1910 , вступил в строй 1 июля 1912, продан на слом в 1921

Водоизмещение 22 440 нормальное / 25 200 т полное . Длина 167,2 м максимальная .Ширина 28,5 м. Осадка 8,2 м

Бронирование пояс: 80—300 мм
траверсы: 90—210 мм
палубы: 50—80 мм
башни ГК: 70—300 мм
барбеты: 60—300 мм
казематы : 170 мм
командирская рубка: 100—300 мм .

Двигатели-3 паровые машины, 15 котлов типа Шульц-Торникрофта;
28 000 л. с. Движитель3 винта.Скорость хода 20,8 максимальная / 20,5 / 10 узлов.Дальность плавания 1790 миль (на 19 узлах),5500 миль (на 10 узлах). Экипаж 1113 человек. Вооружение-6 × 2 305-мм/50 , 14 150-мм, 14 88-мм. 6 × 500-мм подводных торпедных аппаратов

 

При дальнейшей модернизации линкорам увеличили угол возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16° -что увеличило дальность стрельбы с 18 до 20 км.Также два 88 мм противоминных орудия поменяли на 88 мм зенитки.Потом и остальные 88 мм были демонтированы,а их порты заварены.

Корабли несколько отличались формой и размерами портов 88-мм пушек в полубаке и в носовой надстройке и расположением камбузной трубы. На "Ostfriesland"имелся дополнительный адмиральский мостик.

После начала войны были добавлены артиллерийские позиции наблюдения  на мачтах.

 
scale_1200
 
 

В 1915 г. были удалены компасные площадки в корме.В ходе войны, гальюнные вентиляционные трубы удлинили вверх и вперёд и провели на некоторое расстояние по грот-мачте.Летом 1916 г. были демонтированы противоторпедные сети.

На всех кораблях этого типа удлинили трубы: в 1913 на Oldenburg трубу удлинили на 3 м, с 18.5 до 21.5, наThuringen трубы увеличили на 1.5 м - до 20 м.В 1915 за"Helgoland" увеличил трубы на 1.5 м - до 20,в 1917 на Ostfriesland также нарастили 1.5 м (до 20 м).

 

1 из 27
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
Модели кораблей типа "Гельголанд"

 

 

Нормальное водоизмещение кораблей составило 22808 т, что на 3935 т больше, чем у типа "Nassau", полное - 24700 т, соответственно, на 4165 т. больше. Полная длина составила 167.2 м (на 21,1 м больше), ширина - 28.5 м (на 1,6 м больше), осадка изменилась незначительно: носом 8.68 м (на 0,11 м больше), кормой - 8.94 м (на 0,18 м больше). Высота борта от киля до ВП составила 13,38 м, всего на 0,13 м выше, чем у "Nassau".

Проектная мощность паровых машин была 28000 л.с.(. на 6000 л.с. выше, чем у предшественников), а проектная скорость - 20.5 узлов (на полтора узла выше). На испытаниях все корабли превысили контрактную скорость на 0,3-0,8 узлов (у типа "Nassau" превышение было выше: от 1,2 до 1,6 узлов, так что фактически средняя разница в скорости была менее 1 узла).

Стандартный запас топлива составил 900 т. угля (на 50 т. меньше, чем у предшественников), зато полный - 3200 т. (на 500 т. больше). Дальность плавания 10-узловым ходом (5500 миль), оказалась на целых 3900 миль меньше, чем у "Nassau".

Новые корабли были значительно дороже: от 43,5 до 46,3 млн. золотых марок, в среднем, на 8 млн. Штатный экипаж остался на том же уровне - 967 человек(в военное время 1113).

Основное вооружение типа "Helgoland" состояло из новых 30.5 см пушек SK 1750 Drh.L C/08, вместо 45-калиберных стволов 17/45 были выбраны стволы в 50 калибров длиной. Эта пушка давала значительное увеличение эффективности при небольшом увеличении в весе.Новые пушки могли давать залп с интервалом в 24 сек.,что значительно превышало британские показатели.

Все башни имели встроенные дальномеры и рабочую площадку, которая вращалась с башней. Пушки имели гидравлические приводы вертикального наведения, башни поворачивались электрическими моторами. Максимальный угол возвышения 13.5° позволял стрелять 405 кг бронебойными снарядами на расстояние 18,0 км. После модификации, при которой угол возвышения увеличили до 16°, дальность возросла до 20,4 км.

Как и во всех немецких боезапасах периода Мировой Войны, заряд состоял из двух частей: головной и основной. Головная была в шелковом мешке и состояла из 34,5 кг кордита RP C/12 ('RP' обозначеие 'пороховой заряд') основная часть помещалась в медную гильзу с капсюлем и содержала 91 кг RP C/12. Этого хватало бронебойному снаряду, чтобы развить начальную скорость 855 м/с и скорострельность более трёх выстрелов в минуту.Живучесть ствола составляла около 200 выстрелов, намного больше, чем у конкурирующих военно-морских флотов.

Средний калибр артиллерии состоял из 14 пушек x 15 см SK 1745 C/06 в бронированных казематах. Эта пушка стреляла на 135 кб, но в 1915 дальность была повышена до 168 кб. Общий запас боеприпасов составлял 2100 снарядов. Вес снаряда был 45.3 кг, скорострельность - 3-4 выстрела в минуту. Даже при высокой начальной скорости 835 м/с, живучесть ствола была около 1400 выстрелов. В корпусе и надстройках были установлены в общей сложности 14 "противоминных" пушек x 8.8 см SK L/45. 9 кг снаряд имел начальную скорость 890 м/с, общий боезапас составлял 2400 снарядов. В 1914 две из этих пушек в на кормовой надстройке были заменены двумя 8.8 см пушками Flak L/45 C/13. Имперский Военно-морской флот сохранял большую веру в торпеду как в наступательное оружие, и тип "Helgoland" нес в общей сложности шесть подводных 50cm торпедных аппаратов, четыре бортовых и по одному в оконечностях. Торпеда была 50cm диаметра G/6c. Она имела длину 6 м и несла б.ч. со 160 кг зарядом. Дальность действия этого оружия составляла 5,000 м при 27 узлах и 2,200 м при 35 узлах. Общий боезапас составлял 16 торпед.

Helgoland имел более толстую броню чем Nassau. По первоначальному проекту поясная броня должна была иметь толщину 320 мм, но в окончательном варианте проекта её уменьшили до 300 мм. Это, тем не менее, было на 20 мм больше, чем  у современных британских и американских кораблей. Броня-крупповская цементированная.

Основной пояс толщиной в 300 мм утончался до 170 мм к верхней и нижней кромкам. Броня каземата была также 170 мм. Бронирование обоих оконечностей имело толщину 120 мм, при этом в носу её толщина была постоянной, а в корме снижалась до 100 мм к верхней и нижней кромке. Основной пояс и цитадель были дополнены двумя траверсами, каждый из 210 мм стали. Бронированная крыша казематов была 45 мм, главная броневая палуба - 40 мм с 60 мм скосами. Противоторпедная переборка тянулась на длину цитадели и была 30 мм толщины.

Бронирование барбетов имело различную толщину в разных местах, с максимальной в 300 мм. Лобовые листы башен имели толщину также в 300 мм, стенки - 270 мм, горизонтальные листы крыши - 70 мм и наклонная броня - 100 мм. Боевая рубка была чрезвычайно сильно забронирована, с максимальной толщиной листов в 400 мм, и с бронированной шахтой в центральный пост из 100 мм стали. Кормовая боевая рубка была менее сильно бронированной с максимальной толщиной 200 мм.

Корабли хорошо маневрировали и имели небольшой радиус поворота, потеря скорости при полностью положенном на борт руле составляла 65 процентов, и мог возникнуть крен более 7°. В плохую погоду потеря скорости была небольшой.

 

1 из 30
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 

 

Во время Первой мировой войны все четыре корабля серии входили в состав Флота открытого моря и активно использовались в боевых действиях, в т.ч. и в Ютландском сражении. "Ostfriesland" шёл 9-м,"Thuringen" - 10-м, "Helgoland" 11-м, а "Oldenburg"- 12-м. Первые два участвовали в потоплении британского броненосного крейсера "Black Prince", "Ostfriesland" же подорвался на мине: взрыв произошёл под правой носовой башней, скорость упала до 10 узлов, он стал на ремонт в Вильгельмсхафене, закончившийся 15 июля.Helgoland в ходе сражения получил пробоину от 15-дюймового снаряда. Oldenburg получил одно попадание средним калибром. Восемь человек были убиты и 14 ранены.

В 1918 на старых дредноутах начались волнения,которые привели к восстанию на флоте. В ночь на 30 октября матросы двух кораблей- "Thuringen" и "Helgoland"арестовали офицеров, вывели корабли из линии и отказались выходить в море с флотом. Командир 1-й эскадры предупредил мятежные команды, что если они не сдадутся, то оба корабля будут торпедированы. После того, как прибыли два миноносца (B.110 и B.112) и одна подводная лодка (U.135) с расчехлёнными аппаратами, оба экипажа сдались; их команды были доставлены на берег и брошены в тюрьму. В общей сложности были арестованы 314 моряков и 124 кочегара. Восстание стало распространяется на берегу; 3 ноября около 20000 моряков, доковых рабочих и гражданских лиц устроили восстание в Киле с требованием освободить заключённых бунтовщиков. 5 ноября красный флаг поднялся над каждым крупным кораблём в Вильгельмсхафене, исключая König. На следующий день совет моряков овладел базой. Поезд, везущий бунтовщиков с Helgoland и Thuringen, был остановлен в Куксхафен, где они все были освобождены

Старые дредноуты по условиям перемирия не были переведены в Скапа-Флоу и избежали затопления. Они были разделены между победителями после капитуляции Германии . По одному кораблю получили Великобритания, США, Франция и Япония, в 1921—1924 годах все линкоры были пущены на слом или потоплены в качестве кораблей-мишеней.

"Гельголанд" 5.08.1920 получила Англия,бритты использовали линкор для экспериментов- а в 1924 сдали на слом.

"Ольденбург" 13.05.1920 приняли японцы ,которые продали его английской фирме на металл,разобран в 1921 в Голландии.

"Тюринген" 29.04.1920 достался Франции,французы использовали его как мишень до 1931-когда продали его на слом.

"Остфрисланд" передан США в ноябре 1919. Он вошел в историю как первый линкор,потопленный авиацией. Американцы испытывали на нем различные бомбы. 20-21 июля 1921 неподвижный корабль бомбили самолеты. Более 90 бомб от 115 до 1000 кг. 16 прямых попаданий.Финальным стал взрыв 1000 кг бомбы рядом с бортом-корабль затонул за 10 минут.

Так начался процесс передачи титула владыки морей от линкора авианосцу.

1 из 15
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
Фотоотчет о гибели "Остфрисланд"


3 Комментария


Рекомендуемые комментарии

А я думаю, блин, чего это за дредноуты типа Гельголанд, чет не помню таких... Аа, это Остфрисланд)

 

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий

*Прогресс*: новый класс караблей - линкоры (дредноуты) 

*Германия*: это же масса возможностей, такие суда тяжело потопить

 

Поделиться этим комментарием


Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...