Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Легкие крейсера. Колониальные охранники."Ява".

Морская коллекция

37 просмотров

Бывшая великая морская держава Голландия(Нидерланды) к началу 20 века была весьма небольшой европейской страной,старавшейся "не путаться под ногами" у великих держав. От былой славы остались только обширные колонии по всей планете,жемчужиной среди которых была Нидерландская Ост-Индия( ныне в основном_Индонезия)-сказочно богатый регион(нефть,каучук,уголь).Страна тысячи островов(так еще называют Индонезию) требовала пристального внимания голландского правительства-и по соблюдению порядка и по охране от других интересантов.

 

Если для обороны метрополии флот заказывал канонерки,минзаги и броненосцы береговой обороны, то в колониях основной "работой" занимались крейсера. С учетом специфики региона их и называли "колониальные"-туземцев постращать,повстанцев обстрелять,контрабандистов догнать .

В 1915 г. голландский парламент принял закон о флоте, который предусматривал постройку двух новых крейсеров для Ост-Индских колоний. Они стали первыми легкими крейсерами голландского флота (первоначально они классифицировались как бронепалубные). Названия получили традиционные для кораблей ост-индской эскадры- «Ява» (Java), «Суматра» (Sumatra). Заказан был и третий корабль данного типа-"Целебес" (Celebes ). Все три имели названия крупнейших островов индонезийского архипелага- Явы,Суматры и Сулавеси. Это были последние корабли голландского флота с "колониальными " именами.

Проект крейсера для службы в Ост-Индии был разработан фирмой «Krupp Germaniawerft» на основе германского малого крейсера «Карлсруэ». Поэтому «Явa» и «Суматра» были близки по конструкции к германским малым крейсерам Первой мировой войны, от которых в практически неизменном виде унаследовали конструкцию корпуса, но отличались от них усиленным вооружением и большим примерно на четверть водоизмещением. По внешнему виду «явы» весьма напоминали корабли типа «Кёнигсберг II»кайзеровского флота, хотя и имели две массивные дымовые трубы вместо трёх на «немцах».

Крестной матерью "Явы", давшей крейсеру имя, стала г-жа Зееман-Болони, супруга Дж. Г. Зеемана, начальника Отдела материалов Департамента военного флота Нидерландов. "Суматру" спускали на воду в присутствии королевы Нидерландов Вильгельмины .

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

1 из 7
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 

 

 

«Ява»  HNLMS Java (Строит. № 165)  заложен 31 мая 1916 г., спущен 9 августа 1921 г. (согласно некоторым голландским источникам, спуск на воду корабля состоялся 6 мая 1921 года) , вошёл в строй 1 мая 1925 г.В 1935 модернизирован в Сурабайе, в 1937 модернизирован на верфи "Willemsoord" в Ден-Хелдере, 27 февраля 1942 потоплен торпедами японского тяжелого крейсера "Nachi" в Яванском море

«Суматра»  HNLMS Sumatra( Строит. № 148, борт. № 40)  заложен 15 августа 1916 г.(по др. данным 15 июля1916), спущен 19 декабря 1921 г.( по др. данным, 29 декабря) , вошёл в строй 26 мая 1926 г. В 1934 модернизирован в Сурабайе, с 16 октября 1940 по 27 января 1942 находился в ремонте в Сурабайе, с 15 февраля 1942 действовал под английским командованием, 29 апреля 1944 передан ВМС Великобритании, разоружен в 1944 и затоплен в качестве искусственного волнореза как часть гавани "Малберри" в Нормандии близ Уистреама, продан 14 февраля 1951 для разделки на металл.

"Целебес" HNLMS Celebes спуск запланирован 1 июля 1921, остановлен строительством 14 июля 1917.Постройка отменена в 1919.

Водоизмещение-Стандартное — 6670 /6776; нормальное — 7050 , полное — 8208 т. Длина 153/155,3 м. Ширина 16 м. Осадка 5,5 м.

Бронирование-Борт — 75…50 мм; 
траверзы — 60 мм; 
палуба — 25 (на скосах — 50) мм; 
орудийные щиты — 100 мм; 
рубка — 125…100 мм

Двигатели-3 ТЗА Germania (на «Суматре» — 3 ТЗА Zolly), 8 котлов Schulz-Thornycroft ,65 000 л. с. («Суматра» — 72 000 л. с.). Скорость хода 30-30,6 узлов. Дальность плавания 4800 морских миль на скорости 12 узлов или 3600 мор. миль/15узл. Экипаж 480-526/700 человек.

Вооружение-

10x150/50 Bofors MkVI, зен. 4x75/55 Bofors-Wilton/Fijenoord, 12 мин, 2 гидросамолета Van Berkel WA (позже Fairey IIIF, позже Fokker C.VIIW)

после 1935 г.: 10x150, зен. 2 × 2 («Суматра» — 3 × 2) — 40-мм/56 Bofors MkIII (MkIV), 4x12,7, 12 мин, 2 гидросамолета Fokker C.VIIW (с 1938 Fokker C.XIW) , 2 бомбосбрасывателя (Sumatra).

*по некоторым данным после модернизации 1937-38 на"Яву" поставили 4х2 "бофорса", а "Суматра" до конца ходила с 6х1 "пом-помами".

* Стоимость Sumatra составила 20 412 643 гульдена.

 

 
scale_1200
 
 

 

Главный калибр состоял из десяти скорострельных 150-мм /50 орудий «Bofors» No.6 с максимальной дальностью стрельбы 21 200 м(угол вертикальной наводки был равен 29 градусам). Огонь велся бронебойными снарядами массой 46.7кг. а также 46кг. гранатами, начальная скорость полета равнялась 900 м/сек. Изначально голландский пороховой заряд имел массу 16.9кг., картуз весил 9.5кг., в дальнейшем стали использоваться английские заряды весом соответственно 15.88кг. и 17кг. Четыре орудия в оконечностях размещались по линейно-возвышенной схеме, остальные шесть — по три вдоль бортов, что давало семиорудийный бортовой залп, а по носу и корме могли вести огонь одновременно четыре орудия.

Зенитная артиллерия состояла из четырех зенитных 75-мм пушек типа Bofors-Wilton/Fijenoord имевших длину ствола 55 калибров. Размещались пушки парами в районе носовой надстройки и кормовой. Масса 75-мм пушки, вместе со станком, равнялась 1385кг., масса снаряда составляла 5.9кг. Начальная скорость полета снаряда равнялась 895 м/сек.

Вместо торпедных аппаратов на крейсерах размещалось 12 морских мин.

Крейсера имели бронирование аналогичное проектам немецкий легких крейсеров. Артпогреба, котельные отделения и машинные отделения на крейсере, защищал немного усиленный броневой пояс, толщиной75 мм и шириной 3.2 м. Протяженность броневого пояса составляла 120 метров. Рулевое устройство прикрывалось 50мм броней. В корпусе корабля имелась подкладка из тикового дерева, на которую закреплялись поясные плиты брони. 50мм скосы броне-палубы были соединены с верхним краем бортового бронепояса, что в свою очередь увеличило объем броневой цитадели. Бронепалуба была в толщину 25 мм и заканчивалась световыми люками . Замыкание 60мм траверзами в цитадели происходило в носу и корме корабля. Боевая рубка, имела защиту брони в 100 - 125 мм. Башни ГК имели бронещиты в 100мм.

Кораблям не очень везло с самого начала- во время ходовых испытаний, проводившихся в июне-июле 1924 года, на "Яве" вспыхнул пожар, который удалось потушить на ходу. Но в строй корабль смог вступить только в следующем- 1925 году. У "Суматры" во время пожара на верфи была уничтожена машинная установка крейсера,пришлось вместо штатной Крупповской силовой установки заказывать более мощную-но очень капризную машину типа Цолли (Крупп уже не принимал заказы),с которой моряки еще намучались. Из-за замены машины вступление в строй "Суматры" произошло на год позже головного крейсера.

 

1 из 14
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 

Служба и боевой путь обоих крейсеров прошли через три океана и об этом будет отдельная статья.

Крейсера типа "Ява" были предназначены для рутинной службы в колониях королевы.Никаких сверхзадач перед ними не ставилось.Обычные малые крейсера немецкой школы-надежные(не про "Суматру"-из-за замены машин на непредусмотренные проектом),достаточно хорошо вооруженные,с мореходностью согласно условиям службы в Ост-Индии.По ходу службы крейсерам приходилось неоднократно пересекать три океана-между метрополией и колониями,но японская торпеда "Лонг Лэнс" "Яве" оказалась не по силам.

Но это уже другая история...



0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...