Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Тяжелые крейсеры.Великолепная четверка. "Зара".

Морская коллекция

18 просмотров

Итоги Первой мировой войны для итальянского флота оказались весьма неутешительными. Простояв всю войну на базах,внушительный итальянский линейный флот не запятнал свое имя громкими победами.Позор Лиссы не был смыт австрийской кровью...Поэтому несмотря на пристрастие к тяжелым кораблям,основное внимание в межвоенный период итальянский флот уделил легким силам,получив весьма удачные крейсера,лидеры ,эсминцы и подводные лодки в значительном количестве.

 

В Вашингтонском соглашении 1922 Италия получила право иметь флот равный французскому, а мода на тяжелые крейсера пришлась весьма кстати после временного разочарования в линкорах. Первыми крейсерами вашингтонского типа в итальянском флоте стали два крейсера "Тренто" и "Триесте". Конструкторы основное внимание уделили скорости,но бронирование оставляло желать много лучшего. Кстати ,все итальянские тяжёлые крейсера получили название в честь городов, полученных Италией после Первой мировой войны (в настоящее время города Зара, Пола и Фиуме принадлежат Хорватии).

Первоначально новые крейсера итальянцы учитывали как легкие- Incrociatori Leggeri ,позже переквалифицировали в "броненосные" Incrociatori Corazzato ,а с 1930 перешли на международную классификацию- тяжелые крейсера - Incrociatori Pesanti .

В вашингтонское водоизмещение упаковать сбалансированный корабль не удалось никому,поэтому были предложения создать 15000 тонный крейсер- с 8-203 мм,200 мм бронепоясом и 32 узловой скоростью-"убийцу" вашингтонских крейсеров.Идея контр-адмирала Ромео Бернотти была весьма привлекательной,но открыто нарушить соглашение итальянцы не решились, выбрав вариант немного похитрить с водоизмещением. Официально новые итальянские крейсера оставались в рамках 10000 тонного лимита,в реальности превышая его на тысячу-другую тонн. Но эти данные были засекречены.

Тайное всегда становится явным-и когда крейсер"Гориция " в августе 1936 получил повреждения и вынужден был зайти на докование в Гибралтар,британцы обнаружили минимум 1000 тонн неучтенного веса. Но тогда соглашения уже трещали по всем швам и официальных претензий Англия не выдвинула.

Новую серию тяжелых крейсеров из 4 единиц ( "Зара","Пола","Фиуме" и "Гориция") проектировали на основе "Тренто" но с многочисленными изменениями- корпус стал низкобортным с коротким полубаком-уменьшение мореходности компенсировалось экономией нескольких сот тонн. Торпедные аппараты не предусматривались,силовая установка была новая ,гораздо легче "трентовской". Благодаря этому бортовой пояс был увеличен до 150 мм.

Два крейсера были заложены по программе 1928-1929 ("Зара" и "Фиуме"),а два-1929-1930 ("Пола "и "Гориция").

При спуске на воду крестной матерью "Зары" стала принцесса Пьемонта,а "Гориции"-супруга адмирала Чиано.

Согласно итальянской традиции, крейсера, как и любые другие крупные корабли, имели собственные девизы. У Zara — «Упорный» («Tenacemente»), у Fiume— «Да не истощится доблесть» ( «Sic indeficenter virtus»), у Gorizia — «В трудностях не возмутим» ( «In arduis intrepida»), у Pola — «Смелый в любом начинании» ( «Ardisco ad ogni impresa»).

 

 

 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
"Зара"1931
 
"Зара"1931

 

 
RN_Zara_Cruiser_1941
 
RN_Zara_Cruiser_1941

 

 
RN_Pola_1940
 
RN_Pola_1940

 

 
scale_1200
 
 

У крейсеров типа "Зара" низкобортный корпус имел относительно короткий полубак(81,5 м),межпалубная высота на всю длину составляла 2,2 м. Всего было две сплошные палубы -верхняя и главная, две платформы-средняя и нижняя палубы и палуба полубака.Главная -батарейная палуба была бронированной.По всей длине корпуса располагалось двойное дно и 19 водонепроницаемых переборок. В районе двигательных отсеков размещалась продольная переборка.Крейсера должны были выдерживать затопление до трех смежных отсеков. В отличие от типа "Тренто" корпуса "Зар"не имели проблем с прочностью.

Проектное распределение весовых нагрузок было таким: корпус — 41,9%; энергетическая установка — 13,1%; бронирование — 24,8%; вооружение— 12,2%; оборудование и снаряжение — 8,0%.

"Пола"планировалась на роль флагманского корабля, конструкция носовой надстройки у нее отличалась от систершипов. Надстройка была более протяжённой, соединяясь с носовой дымовой трубой, и не имела мостиков в нижней части.

Главная энергетическая установка включала в себя восемь водотрубных трехколлекторных котлов Торникрофта (на «Фиуме» — котлы Ярроу) с пароперегревателями и два редуктора, четыре паровых турбины Парсонса изготавливались концерном ОТО (на «Фиуме» — Ярроу). Установка имела эшелонную систему размещения. Минусами являлись увеличившаяся длина валопровода носового ТЗА и сложная схема переключения подачи пара между котлами и машинами разных групп. Продолжительная мощность машин составляла 76 000 л. с., была возможность их форсировки до 95 000 л. с. при 270 об/мин (именно эта цифра фигурирует в справочниках как расчётная), что должно было обеспечить крейсерам 32-узловую скорость. Во время службы крейсера развивали около 29 — 30 узлов.

 

1 из 8
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
 

 

 

Главный калибр крейсеров типа Zara составляли 8 орудий калибра 203 мм, размещённых попарно в 4-х башнях. Башни были установлены по линейно-возвышенной схеме, по две в носу и корме. 203-мм орудия системы «Ансальдо» образца 1927 года (Ansaldo Mod. 1927) имели следующие характеристики: длина ствола — 53 клб (10 770 м), длина орудия — 11 177 м, вес орудия с затвором — 19,5 т, скорострельность — 3,8 выстр/мин, вес бронебойного (фугасного) снаряда — 125,3 (110,57) кг, вес заряда — 41,8 кг, начальная скорость бронебойного (фугасного) снаряда — 900 (930) м/с, дальность стрельбы — 31 324 м при угле возвышения 45 градусов. По сравнению с орудиями предыдущей модели были увеличены объём зарядной каморы, рабочее давление, начальная скорость снаряда и дальность стрельбы.

В целом, конструкция башен была не очень удачной. Близкое расположение орудий в общей люльке приводило к повышенному рассеянию снарядов (в среднем 150 м на 20 км), которое усугублялось разницей в массе снарядов, распространённой в итальянской артиллерии из-за разрешённых допусков при их производстве. Кроме того, такая конструкция башни повышала риск одновременного выхода из строя обоих её орудий. Техническая скорострельность составляла 3,8 выстр./мин, практическая — 2-3 выстр./мин. Конструкция барбетов практически исключала возможность гибели корабля от попадания снаряда в башню-барбеты доходили до второго дна, а погреба боезапаса находились рядом с ними. Снаряды и заряды подавались в перегрузочные отделения через специально предназначенные для этого отверстия в барбете. Зарядные погреба располагались над снарядными.

В качестве универсальной артиллерии использовались 8 спаренных 100/47-мм установок. Орудия OTO Mod. 1927 были разработаны фирмой «ОТО» на базе пушки К11 чешской фирмы «Шкода», использовавшейся в австро-венгерском флоте. От оригинала итальянская пушка отличалась наличием лейнированного ствола. Заряжание орудия было унитарным. Орудие снабжалось клиновым затвором, пневматическим досылателем и имело следующие характеристики: длина ствола — 4700 (47) мм (клб), длина орудия — 4985 мм, вес орудия с затвором — 2195 кг, скорострельность — 8-10 выстр./мин, вес унитарного патрона — 25,77 кг, вес снаряда — 13,75 кг,вес заряда — 4,7 кг, начальная скорость снаряда — 840 м/с, максимальная дальность стрельбы (при угле возвышения) — 15 240 м (45о), досягаемость по высоте (при угле возвышения) — 8500 м (85о) Орудия устанавливались в спаренные установки . Благодаря своей конструкции итальянские установки могли одинаково эффективно вести огонь, как по воздушным, так и по надводным целям, но были излишне тяжёлыми (15 т) и сложными. Установки защищались броневыми щитами толщиной 8 мм. Диапазон вертикального наведения — -5 — +85 градусов; горизонтального — примерно 175 градусов на борт. Скорость наведения составляла 13 град/с в горизонтальной плоскости и 7 град/с — в вертикальной плоскости. Это было удовлетворительно для конца 20-х годов, но недостаточно для конца 30-х, поэтому в 1937 г кормовую пару заменили на 37-мм автоматы.

В первоначальное вооружение кораблей также входили четыре 40-мм автомата «Виккерс-Терни» образца 1915/1917 г. (Vickers-Terni Mod. 1915/1917) и четыре спаренных 13,2-мм пулемёта «Бреда» М1931 (Breda Mod. 1931).

40-мм автоматы являлись лицензионной копией британского «пом-пома» (длина ствола — 1575 (39) мм (клб), длина орудия — 1768 мм, вес орудия с затвором — 249 кг, скорострельность — 98 выстр./мин, вес унитарного патрона — 2,207 кг, вес снаряда — 0,9 кг, вес заряда — 0,45 кг, дальность стрельбы — 3475 м -при угле возвышения 45гр.). Единственным отличием от оригинала было использование цилиндрических магазинов на 50 патронов вместо матерчатой ленты. Расположение орудий на крейсерах было различным. На Zara и Fiume автоматы располагались парами, при этом кормовая располагалась на юте, а носовая на Zara стояла на полубаке между шпилями и башней №1, а на Fiumeбыла перенесена к основанию боевой рубки. На Gorizia иPola все четыре установки располагались у носовой трубы. Все установки были одноорудийными и в 1938 — 1939 годах их демонтировали.

Пулемёт «Бреда» был разработан на базе французского пулемёта «Гочкис», имел воздушное охлаждение и автоматику, работавшую на принципе отвода газов. Вес пулемёта — 47,5 кг; длина ствола — 1000 мм; скорострельность — 400 выстр./мин; вес патрона — 125 г; вес пули — 52 г; начальная скорость пули — 790 м/с; дальность стрельбы — 6480 м (при угле возвышения 45 гр.); досягаемость по высоте — 3200 м (при угле возвышения 80гр.). На Gorizia пулемёты были установлены в спаренных установках на площадках фок- и грот-мачт. Диапазон вертикального наведения установки от -11 до +85градусов, её масса — 635 кг.

Проект предусматривал размещение трех гидросамолетов ,но на выходы брали только по два-из-за неудачного расположения ангара и катапульты. Ангар располагался под палубой полубака перед носовой башней,прямо перед ангаром была катапульта и штатный третий гидросамолет -на катапульте -ограничивал угол обстрела для башни главного калибра. Первыми типами самолетов были Piaggio P.6 ,их заменили на Macchi M.40 и М.41 ,а потом-на CMASA MF.6 . С 1935 по 1937 на крейсерах базировались летающие лодки CANT 25AR ,а после них- IMAM Ro.43 .

Подъем гидросамолетов с воды на борт не был предусмотрен,пилотам предлагалось садиться на ближайший аэродром.

Тяжёлые крейсера типа Zara обладали самым мощным бронированием, среди «вашингтонских» крейсеров. Главный пояс, собиравшийся из 15 плит размерами 6×5 м, простирался на 88 м от 42-го до 133-го шпангоута. Толщина брони пояса 150 мм, постепенно уменьшающаяся в нижней трети до 100 мм. По высоте броневой пояс доходил до главной палубы и опускался ниже ватерлинии на 1,5 м. Пояс замыкался броневыми траверсами. Броневые траверсы состояли из 8 плит толщиной 120 мм выше ватерлинии и 90 мм ниже неё.

На верхнюю кромку главного пояса опиралась плоская главная броневая палуба. Она состояла из плит толщиной 70 мм над артиллерийскими погребами и отсеками энергетической установки и 65 мм у бортов (над отсеками двойного дна). Кроме того, над образованной таким образом цитаделью имелась вторая цитадель. Она состояла из 30-мм броневого пояса и 20-мм броневой палубы, основное назначение которой состояло в сдирании бронебойных колпачков.

Лобовые плиты башен главного калибра имели толщину 150 мм, боковые — 75 мм, плиты крыши — 70 мм. Барбеты башен имели толщину 150 мм над верхней палубой, 140 мм между верхней и главной палубами и 120 мм ниже главной палубы. Толщина брони по всему периметру барбета была равномерной.

Боевая рубка имела цилиндрическую форму ,защищалась 150-мм броней по периметру, с 80-мм крышей и 70-мм дном. Внутренний диаметр боевой рубки — 3,3 м. Над боевой рубкой находился вращающийся командно-дальномерный пост главного калибра. Внутренний диаметр КДП — 3,5 м. Он защищался 130-мм бронёй по периметру, 100-мм сверху, 15-мм снизу. Передаточная труба, соединяющая боевую рубку с постом управления огнём, который размещался на средней палубе, имела броневую защиту толщиной 120мм над верхней палубой и 100 мм под ней. Рулевая машина имела броневую защиту в виде коробки толщиной 20 мм с боков и снизу и 30 мм сверху.

Общий вес брони каждого крейсера составил 2688 т. Вся броня была изготавливалась из хромоникелевой стали производства компании «Терни». Считалось, что бронирование тяжёлых крейсеров типа Zara было способно противостоять бронебойным 203-мм британским снарядам в диапазоне от 65 до 125 кабельтовых (от 12 до 23 км).

1 из 28
 
scale_1200
scale_1200
scale_1200
scale_1200
Фотогаллерея моделей

«Зара»  RN Zara  заложен 4 июля 1929 г., спущен на воду 27 апреля 1930 г., вошёл в строй 20 октября 1931 г.Тяжело повреждён британскими линкорами в ходе сражения у мыса Матапан 28 марта 1941 года. Затонул 29 марта 1941 года.

«Фиуме»  RN Fiume  заложен 29 апреля 1929 г., спущен на воду 27 апреля 1930 г., вошёл в строй 23 ноября 1931 г. 28 марта 1941 в бою у мыса Матапан потоплен артиллерийским огнём английских линейных кораблей «Warspite», «Barham» и «Valiant»

«Гориция» RN Gorizia  — заложен 17 марта 1930 г., спущен на воду 28 декабря 1930 г., вошёл в строй 23 декабря 1931 г. 10 апреля 1943 года тяжело поврежден американскими бомбардировщиками в Ла Маддалене( Сардиния), 8 сентября 1943 года из-за угрозы захвата Германией затоплен экипажем в Специи, где находился на ремонте. Поднят немцами , 26 июня 1944 потоплен в Специи итальянскими подводными диверсантами на человеко-торпедах «Chariots», поднят и в 1947 разобран на металл.

«Пола»  RN Pola  заложен 17 марта 1930 г., спущен на воду 5 декабря 1931 г., вошёл в строй 21 декабря 1932 г.. 28 марта 1941 в бою близ мыса Матапан тяжело поврежден торпедой английского торпедоносца «Swordfish». 29 марта 1941 потоплен торпедой английского эсминца «Jervis»

Водоизмещение- стандартное: 
«Зара» — 11 870 т, 
«Фиуме» — 11 508 т, 
«Гориция» — 11 900 т, 
«Пола» — 11 730 т.

Длина 179,6/182,7 м .Ширина 20,7 м. Осадка 7,2 м.

Бронирование-Пояс — 150…100 мм; 
верхний пояс — 30 мм; 
траверзы — 120…90 мм; 
палуба — 70…65+20 мм; 
башни — 150…100 мм; 
барбеты — 120 мм; 
рубка — 150 мм.

Двигатели-2 ТЗА Parsons,95 000 л. с.,Скорость хода 32 узла. Дальность плавания-

«Зара» — 5361, 
«Фиуме» — 4480, 
«Гориция» — 5434, 
«Пола» — 5230 морских миль на 16 узлах.

Экипаж 841 человек. К началу Второй мировой войны экипаж состоял уже из 909 человек. При использовании корабля в качестве флагманского экипаж увеличивался на 40 — 60 человек.

Вооружение-4 × 2 — 203-мм/53. Зенитная артиллерия- 6 × 2 — 100-мм/47, 
4 × 2 — 
37-мм/54, 4 × 2 — 13,2-мм пулемёта. Авиационная группа- 1 катапульта, 3 гидросамолёта

 

Список модернизаций.

В 1936 году на всех крейсерах демонтировали кормовой запасной КДП с 5-метровым дальномером, установив вместо них спаренный 37-мм/54 зенитный автомат «Бреда» М1932 (Breda Mod. 1932).

К концу 1937 года со всех крейсеров демонтировали кормовую пару 100-мм орудий и спаренный 37-мм автомат, установив вместо них четыре спаренных 37-мм автомата.

В 1939 году при очередном переоборудовании на месте снятого запасного КДП установили новый — с 4-метровым дальномером, а также сняли все 40-мм автоматы.

В 1939 году на Zara демонтировали зенитные директоры с площадок грот-мачты, вместо которых стали использовать ручные 1,5-метровые дальномеры. На Gorizia и Pola это сделали вскоре после вступления Италии в войну, а Fiume сохранил директоры до самой гибели.

На все крейсера в течение первых двух месяцев войны, на нижнем ярусе носовой надстройки установили по две 120-мм/15 гаубицы ОТО, использовавшихся для стрельбы осветительными снарядами. Боезапас каждой гаубицы состоял из 120 осветительных снарядов.

В 1942 году на единственном оставшемся крейсере Gorizia гаубицы сняли, заменив их на два спаренных 37-мм автомата.

В январе 1943 года перестроили самолётный ангар. Вместимость ангара ограничили одним самолётом с запчастями, а на освободившемся месте соорудили дополнительные кубрики для унтер-офицеров и матросов.

Также в 1943 году во время ремонта полученных в апреле повреждений планировали заменить все 13,2-мм пулемёты на 14 20-мм/65 автоматы «Бреда», 12 из них в спаренных установках и 2 в одинарных. До капитуляции Италии ремонт завершить не успели, но осмотр затонувшего корабля показал, что часть автоматов всё же установили.

 

 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 

Тяжелые крейсеры типа "Зара",самая многочисленная серия в итальянском флоте,большая часть-4 из 7 , разрешенных для итальянского флота по международным морским соглашениям. Одни из самых удачных и сбалансированных (за счет известных хитростей с водоизмещением) вашингтонских крейсеров,красивые и элегантные,они так и не смогли проявить своих боевых качеств. "Зары" были прекрасно приспособлены именно для средиземноморского театра военных действий. Недостаток мореходности и дальности плавания в его условиях для итальянских кораблей был совсем не критичен,а по остальным возможностям они смотрелись гораздо выигрышнее британских одноклассников.

Но... в итоге большинство этих весьма удачных кораблей были расстреляны британскими линкорами.



0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...