Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Линейные корабли.Уродливые сестры."Нельсон".

Морская коллекция

49 просмотров

Линкоры типа "Нельсон" - настоящее олицетворение Джона Буля. Это неказистый, некрасивый, едва ли не уродливый англичанин, тугодумный, упрямый и прожорливый, весьма упорный в достижении своих целей, крепко стоящий на земле на своих кривых ногах, и всегда не прочь помахать своими огромными кулаками - мало кто хвастает, что в кулачной драке удалось устоять против Джона; в общем, несмотря на внешнюю несимпатичность, этого парня лучше иметь в союзниках, чем в противниках.
Абсолютно все вышесказанное в полной мере относится и к этим самым необычным боевым кораблям Британии ХХ века. "Неладно скроенные, но крепко сшитые", они полностью оправдали возлагавшиеся на них надежды и служили становым хребтом Флота Метрополии в межвоенный период и в самые тяжелые времена Второй Мировой.
 


Цитата предоставлена уважаемым Михаилом Авксентьевым - и как нельзя лучше характеризует два этих уникальных корабля.

За Первую мировую войну втянутая в тяжелейшие сухопутные бои Великобритания пополнила свой линейный флот только достроенными линкорами типа "Куин Элизабет" и "Ривендж" с 381 мм пушками ,новые линкоры не закладывались. В это время за океанами линкоростроение продолжало активно развиваться- японцы построили два "Нагато" с 8 410 мм орудиями ,планировали построить еще линкоров и линейных крейсеров с 10 410 мм орудиями( типа "Тоса","Кии","Амаги"); американцы построили "Колорадо" с 8 406 мм ,заложили "Саут Дакоты" с 12 406 мм и "Лексингтоны" с 8 406 мм орудиями.

И хотя британские инженеры подготовили свои проекты суперкораблей -линкоры "N-3" с 457 мм пушками и линейные крейсера "G-3 " с 406 мм орудиями,для экономики страны новая линкорная гонка стала бы неподъемной.

Поэтому Англия приняла активное участие в Вашингтонской морской конференции 1922,остановившей гонку морских вооружений на десятилетие.При этом-Великобритании по заключенному договору предоставлялось право построить два новых линкора с ограничением водоизмещения 35 000 тонн каждый и калибром орудий не более 406 мм.

Корабли получили наименования в честь прославленных британских адмиралов-"Нельсон" и "Родни"("Родней"),для последнего буду использовать оба варианта произношения.

Гора́цио Не́льсон (англ. Horatio Nelson; 29 сентября 1758, Бёрнем-Торп[en], графство Норфолк — 21 октября 1805, мыс Трафальгар, Испания) — командующий британским флотом, вице-адмирал (1 января 1801), барон Нильский (1798), виконт (1801).
Джордж Бриджес Родни (Родней), 1-й барон Родни(англ. George Brydges Rodney, 1st Baron Rodney; 13 февраля 1719 — 24 мая 1792, Лондон) — британский адмирал (1778)

 

В британском флоте «Нельсон» носил прозвище «Нельс-Ол». Девизом корабля являлась фраза Palmam qui meruit ferat( «Да увенчает пальмовая ветвь достойного»-латин.). Бортовой номер-28.

"Родни"носил прозвище «Роднол». Девизом его являлась латинская фраза «Non Generant Aquilae Columbas» ( «От орлов не родятся голуби»-латин.). Носил бортовой номер 29 Известен как «Особняк королевы Анны» благодаря структуре капитанского мостика и как «Корабль из вишнёвого дерева».

Корабли за несуразный внешний вид на флоте Его Величества называли «сёстры-уродцы» ( Ugly sisters) .

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

Конструкторы сделали ставку на нестандартные для того времени решения в конструкции корабля,применении максимального количества новых технологий.

Самым заметным отличием была компоновка-англичане разместили артиллерию главного калибра-9 406 мм орудий-в трех трехорудийных башнях-расположенных рядом в центральной части корабля.Это был первый опыт британцев с трехорудийными башнями- и скорострельность получилась весьма невысокой. Кроме того не оправдала себя новая концепция пушек главного калибра- «лёгкий снаряд — высокая начальная скорость» . Пострадала точность стрельбы и увеличился износ ствола. Новые 406 мм пушки уступали зарубежным аналогам,даже своей 381 мм в точности и живучести,зато были мощнее и надежнее 356 мм орудия "Кинг Джорджей".Помимо экономии в водоизмещении это дало возможность конструкторам в полном объеме впервые на британских линкорах применить схему бронирования "всё или ничего".Центральная часть-цитадель-с погребами и башнями-была максимально защищена броней,остальная часть имела минимальное бронирование.Кроме того ,размещение погребов в самом широком месте корпуса обеспечивало и усиленную подводную защиту.356 мм броневые плиты-самые мощные из когда либо применявшихся-были установлены с наклоном 22 градуса внутрь корпуса за внешней обшивкой.Дополнительной защитой служила 127 мм подкладка.

Испытания дали англичанам основание полагать достаточность 356 мм вертикальной и 172 мм горизонтальной брони для защиты от 406 мм снаряда,минимально допустимыми признали 330 мм вертикального и 108 мм палубного бронирования.Подводная защита на испытаниях выдерживала попадание торпеды с 340 кг ТНТ.

Средний калибр-152 мм не был приспособлен к отражению воздушных атак,а 6 120 мм зениток было явно недостаточно-некоторые сектора были прикрыты максимум двумя-тремя стволами.Во время войны проблему попытались решить установкой дополнительных 20 мм и 40 мм автоматов.

Силовая установка была достаточно надёжной ,в отличие от остальных линкоров, котельные отделения размещались позади машинных. При выбранной для «Нельсонов» компоновке такая схема размещения оказалась более лёгкой в сравнении с классической .

Все мостики были расположены на единой надстройке башенного типа,где удачно расположились многочисленные КДП с хорошим обзором.

Корабли имели хорошую управляемость,мореходность и запас плавучести. При этом в жертву вооружению и бронированию на "Нельсонах" была принесена скорость-максимум 23,8 узла("Родни") и ..... внешний вид( «сёстры-уродцы») .

 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_600
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 

 
1939
 
1939

 

 
1931
 
1931

 

 

 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 

"Нельсон" HMS Nelson Заложен 28.12.1922,спущен на воду 03.09.1925,вступил в строй 10.09.1930,выведен из состава флота -февраль 1948,сдан на слом 15.03.1949.

"Родни" HMS Rodney Заложен 28.12.1922,спущен на воду 17.12.1925,вступил в строй 10.11.1927,выведен из состава флота - 1946,сдан на слом 1947.


Водоизмещение- Стандартное — 33 300 т., полное — 37 780 т .Длина 201,3/216,6 м .Ширина 32,3 м. Осадка 8,6 м.

Бронирование-Пояс — 330…356 мм; 
носовые траверзы — 305…203 мм; 
кормовые траверзы — 254…102 мм; 
палуба — 159…95 мм; 
башни ГК — 406 мм (лоб), 280—229 мм (борт и тыл), 184 мм (крыша); 
барбеты башен ГК — 381…305 мм; 
башни среднего калибра — 38…25 мм, 
барбеты — 25 мм; 
рубка — 356…254 мм, крыша — 165 мм

Двигатели-2 ТЗА Brown Curtis 45 000 л.с.,Скорость 23 узла,дальность 7000 миль( на 16 узлах).Экипаж 1314 человек.

Вооружение- 3 × 3 — 406-мм/45, 6 × 2 — 152-мм/50

6 × 1 — 120-мм/40зенитных, 2 × 8 (3 × 8 — «Родней») — 40-мм/40 зенитных , 
2 × 4 — 12,7-мм пулемёта.

2 × 1 — 622-мм торпедных аппарата,1 катапульта, 1 гидросамолёт (только «Родней»)

 

Модернизировались линкоры до 1936 практически синхронно,различия на них были минимальны.

«Нельсон»

При вводе в строй в 1927 году-Два ряда окон на уровне капитанского мостика, адмиральский мостик сдвинут в корму по отношению к капитанскому. Были установлены 8 одноствольных 40-мм зениток — четыре на платформе на уровне боевой рубки, четыре в корме на шлюпочной палубе.

1930 год-Взамен старого зенитного директора установлен новый HACS Mk I. Форма платформы управления артиллерийским зенитным оружием (УАЗО) изменена с ромбовидной на округлую. Устроена новая компасная платформа на уровне адмиральского мостика, что расширило его до переднего края надстройки. Верхний край окон на капитанском мостике зашит. Под нижними окнами надстройки установлены экраны для отражения дульных газов. По бортам надстройки под окнами капитанского мостика устроены неширокие спонсоны.

1931 — 1932 годы-На надстройке на мостике был установлен 2,74-м дальномер. Радиостанция «тип 71.FM» была заменена на «тип 75».

1933 год-Добавлены трапы в нижней части надстройки.

1934 год-Демонтирован директор торпедной стрельбы по правому борту, на его месте смонтирована восьмиствольная установка Mk.V 40-мм зенитных автоматов «Пом-Пом». Одноствольные 40-мм автоматы сняты. По правому борту надстройки у нижней части рубки устроен спонсон. Антенна радиопеленгатора установлена на брам-стеньгу фок-мачты. Директор Mk I зенитных автоматов «Пом-Пом» установлен на платформу управления артиллерийским оружием (УАО).

1935 год-С внутреннего прожекторного мостика сняты 18-дюймовые сигнальные прожекторы. В задней части платформы УАО установлена большая рубка. По левому борту от надстройки на верхней палубе установлен кран для авиационных испытаний, оставленный после их окончания. По задним углам надстройки на уровне прожекторного мостика устроены платформы с установкой на каждой 12,7-мм пулемётов в четырёхствольной установке Mk I.

1936 год-36-дюймовые боевые прожектора заменены на 44-дюймовые.

1937 год-Платформа УАО продлена вперёд до уровня остальных мостиков. Торпедный директор левого борта снят, на его месте установлена восьмиствольная установка Mk.V 40-мм зенитных автоматов «Пом-Пом». Временно на переднюю 120-мм установку левого борта был поставлен щит, который сняли к марту 1938 года. Буквы «NE» нанесены на крышу башни «Х». Закрашены к сентябрю 1939 года. На башню «В» нанесены опознавательные знаки нейтралитета — красные, белые и синие полосы.

июнь 1937 — январь 1938 года-Ремонт в Портсмуте. Рулевой механизм доработан с целью получения большей стойкости к подводным взрывам. Усилено бронирование -на промежуточной палубе были настелены слои плит толщиной 70 и 76 мм. Для непосредственной защиты погребов на палубе платформы с 80 по 84 шпангоут настелили слой 102-мм плит и установили по 80 шпангоуту продольную переборку . На зенитной платформе были сняты директор HACS Mk I и зенитный вычислительный пост, который был перенесён в отсек ниже броневой палубы. Установлены два зенитных директора HACS Mk III. Передний был размещён выше заднего. Сама зенитная платформа для размещения новых директоров была расширена. Расширена и платформа УАО, теперь она заканчиваясь в носовой части вровень с нижележащими мостиками. Изменена окраска шлюпок.

«Родней »

1927 год, при постройке-2 ряда окон на капитанском мостике. Адмиральский мостик в задней части надстройки. Установлены 8 одноствольных 40-мм автоматов: четыре на платформе по бокам надстройки, 4 в кормовой части шлюпочной палубы.

1930 год.-На платформе УАЗО установлен новый зенитный директор HACS Mk I взамен старого зенитного директора. Форма платформы УАЗО вместо ромбовидной стала округлой.

1931 год-Верхний ряд окон на капитанском мостике зашит листовым материалом, под нижним рядом окон установлены рассекатели дульных газов.

1931 — 1932 год-Радиостанция «тип 71.FM» была заменена на «тип 75».

1932 год-2,74-м («9-футовый») дальномер установлен в задней части платформы УАО. У основания надстройки позади боевой рубки установлен спонсон. Никакого оборудования на нём размещено не было. В стенке надстройки позади него сделан треугольный вырез. Снят КДП торпедного вооружения по правому борту. На его месте установлена восьмиствольная установка Mk V 40-мм автоматов «Пом-Пом». Одноствольные 40-мм автоматы сняты.

1934 год-На платформе УАО установлены директоры Mk I для управления «Пом-Помами».

1935 год-Дальномерная площадка на платформе УАО расширена в корму. Снят КДП торпедным вооружением по левому борту. На его месте смонтирована восьмиствольная установка Mk V 40-мм автоматов «Пом-Пом». По кормовым углам надстройки на уровне прожекторной платформы на спонсонах смонтированы две четырёхствольные установки Mk II 12,7 мм пулемётов.

1936 год-Открытая компасная платформа устроена поверх прежней закрытой, впереди окон адмиральского мостика. Перед окнами адмиральского мостика установлены рассекатели ветра. Внутренние сигнальные 457-мм прожектора сняты с прожекторной платформы. 914-мм боевые прожектора заменены на 1117-мм.

1937 год-В качестве опознавательных знаков нейтрала на башню «В» нанесены красные, белые и голубые полосы.

Сентябрь — ноябрь 1938 года-Рулевой привод усилен с целью лучшего противостояния подводным взрывам. На окнах капитанского мостика в нижней части установлены щитки, уменьшающие их размер. Снята брам-стеньга с грот-мачты. Установлена фок-мачта на платформу УАЗО. Установлена катапульта на башню «Х». Для работы с гидросамолётами установлен кран на верхней палубе по левому борту от надстройки. На юте установлена восьмиствольная установка Mk VI автоматов «Пом-Пом». На топах фок и грот-мачты установлены антенны радара обнаружения воздушных целей типа «79Y» — первый радар на британском линкоре.

Итоги модернизаций-К 1939 году для управления огнём главным калибром на обоих линкорах стояли два закрытых КДП и один вычислительный пост системы Mk.I. Для управления стрельбой средним калибром стояли четыре КДП и четыре целеуказателя типа «S». Для управления стрельбой автоматов «Пом-Пом» стояли два поста с системой управления стрельбой типа «Mk.I*». Для управления огнём зениток на «Нельсоне» стояла система управления стрельбой «Mk.III*», а на «Роднее»типа «Mk.I».

«Нельсон»

8 января — 29 июня 1940 года-С 8 января — 8 июня 1940 года ремонт в Порстмуте и далее до 29 июня 1940 года установка радара и его испытания в Гриноке .Ремонт повреждений после подрыва на мине Демонтированы кормовые КДП 152-мм орудий. Шлюпочная палуба вокруг 120-мм зениток, расположенных на миделе, получила противоосколочную защиту. Снята брам-стеньга с грот-мачты. На зенитной платформе установлена фок-мачта. Антенна пеленгатора (DF — Direction-finder) перенесена с грот-мачты на фок-мачту. На месте демонтированных КДП 152-мм орудий установлены две восьмиствольные установки Mk VI 40-мм автоматов «Пом-Пом». На юте установлена одна восьмиствольная установка Mk V «Пом-Пом». Установлены четыре ПУ 178-мм неуправляемых зенитных ракет UP — две на башне «B» и две на башне «X». На 120-мм орудия установлены защитные щиты. Установлен радар типа «279» предупреждения о воздушном нападении, его приёмная антенна установлена на фок-, а передающая на грот-мачте. Рубки приёмного и передающего постов размещены под соответствующими мачтами. Антенна радиопеленгатора типа «FM.2» установлена на передней части мостика, а его операторский пост поверх рубки РЛС.

2 октября 1941 — 20 апреля 1942 года-Ремонт в Гибралтаре и Росайте. Демонтирован спонсон по правому борту надстройки. Два старых директора для управления «Пом-Помами» заменены на директоры Mk III. Дополнительно установлены ещё три директора — два на грот-мачте и ещё один в кормовой части на юте. Все пять директоров получили радары тип «282». В кормовой части шлюпочной палубы, вокруг грот-мачты, установлены четыре директора для управления заградительным огнём. Каждый из них оснащён радарной станцией тип «283».

На платформе боевой рубки побортно устроены посты наблюдения за подводными лодками. Антенна пеленгатора (DF) с фок-мачты снята. Снят также наружный кабель размагничивающего устройства. С передних окон мостика сняты дефлекторы. Демонтированы торпедные аппараты. Торпедный отсек разделён переборками. Сняты ПУ 178-мм НУРСов. На башне «В» установлена восьмиствольная установка Mk VI 40-мм «Пом-Помов». Установлены 13 одиночных установок 20-мм «Эрликонов». Усилено радиотехническое вооружение. Как уже упоминалось, установлены РЛС типов «282» и «283». На звездообразной платформе грот-мачты установлена РЛС обнаружения надводных целей типа «273». На носовой директор главного калибра установлен артиллерийский радар тип «284». На все зенитные директоры HACS установлены радары типа «285». Раскраска корабля изменена на схему «Admiralty Disruptive».

21 сентября — 16 октября 1942 года-Текущий ремонт в Росайте. В передней части башни «Х» по диаметральной плоскости установлена одноствольная установка «Эрликон» (С), всего их число достигло 14.

31 мая — 7 июня 1943 года-Ремонт в Росайте. На надстройке на уровне прожекторного мостика установлена платформа в виде галереи. Сняты установки 12,7-мм пулемётов. Количество одноствольных 20-мм «Эрликонов» довели до 40, установив дополнительно 26 одноствольных установок. Слегка изменена камуфляжная раскраска. Места, закрашенные в MS3 на корпусе, перекрасили в цвет 507С. Часть панелей MS2 перекрасили в MS3.

2 апреля — 7 мая 1944 года-Ремонт в Росайте. Заменены лейнеры 406-мм орудий. В связи с предполагавшимся участием линкора в десантной операции в Северной Франции рядом с фок-мачтой установлена система радиопомех радиоуправляемому оружию типа «650».

5 июня 1944 года — 13 апреля 1945 года-С 5 июня 1944 года по 13 января 1945 года ремонт на военно-морской верфи в Филадельфии, США. Завершение работ с 1 февраля по 13 апреля 1945 года в Порстмуте.

Капитальный ремонт турбин. С боевой рубки снят вращающийся бронированный колпак. С грот-мачты убраны прожектора. По бокам капитанского мостика установлены отражатели ветра. На местах хранения шлюпок с обоих бортов устроены галерейные палубы. Для размещения дополнительных «Эрликонов» снята часть директоров управления «Пом-Помами». Установлены четыре четырёхствольные установки 40-мм «Бофорсов» — две над носовой боевой рубкой и две на шлюпочной палубе перед шлюпками. Для их наведения установлены четыре директора Mk 51 американского производства.

Дополнительно установили 21 одноствольный 20-мм «Эрликон», доведя их общее количество до 61. Они были расположены следующим образом.

«Нельсон» окрасили согласно стандартной адмиралтейской схеме (Admiralty Standard Scheme).

По данным Робертса, всего было установлено 65 20-мм автоматов «Эрликон», но в апреле 1945 года четыре сняли, и их количество составило 61. Таким образом, всего к концу войны на «Нельсоне» было установлено 48 40-мм «Пом-Помов» (6×8), 16 40-мм автоматов «Бофорс» (4×4) и 61 одноствольный 20-мм «Эрликон».

«Родней»

24 августа — 10 сентября 1940 года-Ремонт в Росайте. 2 одноствольных 20-мм «Эрликона» установлены по диаметральной плоскости на крыше башни «В»(С). Радар типа «79Y» модернизирован до уровня тип «279». Линкор окрашен в уникальную схему с применением зелёного, коричневого и 507C (светло-серый) цветов.

18 декабря 1940 по 13 января 1941 года-Ремонт в Росайте повреждений от шторма. Корабль перекрашен с использованием в основном цветов 507A (тёмно-серый) и 507B (серый).

13 июня — 11 августа 1941 года-Ремонт в Бостоне. Сняты кормовые КДП 152-мм орудий. По бокам надстройки на платформе боевой рубки устроены посты для наблюдения за подводными лодками. Во время ремонта сняты кормовые КДП 152-мм орудий, на их месте установлены две зенитные восьмиствольные установки Mk.VI «Пом-Пом». Вместо двух автоматов «Эрликон» на башне «В» установлена четырёхствольная установка Mk.VII 40-мм «Пом-Пом». Радар типа «279» заменён на тип «281» с рубкой приёмного поста позади мостика и посылающего поста позади грот-мачты. На марсе установлен радар типа «271» с рубкой-антенной. Установлен радар тип 284. Антенна радиопеленгатора типа «FM.2» установлена на носовой кромке мостика, а его операторский пост устроен поверх приёмной рубки радара 281. Убран спонсон справа от боевой рубки. Слегка изменена конфигурация мостика.

17 февраля — 3 мая 1942 года-Текущий ремонт в Ливерпуле. Замена лейнеров на 406-мм орудиях. Убраны 12,7-мм зенитные пулемёты. Платформы этих пулемётов использованы для установки директоров Mk.III автоматов «Пом-Пом». Все остальные директора «Пом-Помов» сняты. Ещё два директора Mk.III установлены на грот-мачте, и ещё один в кормовой части спардека. Все директора Mk.III оборудованы радаром типа «282».По бортам и позади грот-мачты установлены четыре директора управления заградительным огнём с радаром типа «283». Радар типа «271» заменён на радар типа «273». Расширена платформа управления зенитным огнём, при этом сам пост размещён на возвышенной поворотной платформе. Установлен радар типа «285». Его операторская рубка размещена на крыше поста управления зенитным огнём, в кормовой части платформы УАЗО, а антенна радара установлена поверх рубки. Установлены семнадцать одиночных 20-мм зенитных автоматов «Эрликон».

23 августа — 19 сентября 1942 года-Росайт. Ремонт рулевого привода и котлов. Установлены дополнительно четыре одиночных «Эрликона».

14 — 31 мая 1943 года-Ремонт в Плимуте. Снята катапульта. На 120-мм орудия установлены щиты. Установили 36 одиночных «Эрликонов» (по данным Робертса — 35), доведя их общее число до 57.

18 января — 30 марта 1944 года-Ремонт в Росайте. Корпусные работы для устранения течи. Сняты торпедные аппараты. Установлены два одиночных «Эрликона», местоположение неизвестно. Общее число одноствольных «Эрликонов», таким образом, доведено до 59 (по данным Робертса — до 58). Установлены «глушилки» типа «650» для постановки помех системе наведения радиоуправляемых бомб.

К концу 1945 года на линкоре было 44 40-мм «Пом-Пома» (5×8 и 1×4) и 69 20-мм «Эрликонов» (5×2 и 59×1).

 

 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 

 

Благодаря удачным техническим решениям , линкоры «Родни» и "Нельсон"считались самыми мощными линкорами в мире (до середины 30-х годов)и самыми сильными британскими линкорами периода Второй мировой войны.

Наличие недостатков было неизбежным при применении такого количества нововведений- критически оценивалась артиллерия главного калибра,как и у всех одноклассников потребовалось усиление ПВО,низкой была скорость и недостаточна броневая защита в носовой и подводной части,мертвая зона со стороны кормы даже официально была 30 градусов(реально гораздо выше-иначе страдали надстройки). Но при всем при этом "Нельсоны" вынесли на себе значительную часть боевой нагрузки в боях на Средиземноморье и в северной Атлантике,дожили до конца войны ,уверенно противостояли немецким и итальянским линкорам с их 380 мм орудиями ,а "Родни"получил титул "убийцы "Бисмарка".

Однако удачную схему компоновки у британцев успешно переняли французы-на "Дюнкерках" и "Ришелье".



1 Комментарий


Рекомендуемые комментарии

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...