Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Линейные корабли.Последние защитники империи."Кинг Джордж V".

Морская коллекция

596 просмотров

Самыми последовательными сторонниками ограничения гонки военно-морских вооружений были британцы. Дряхлеющая империя всеми силами пыталась сохранить позиции "владычицы морей" в бурном 20 веке. Именно инициатива англичан породила многочисленные конференции- вашингтонские и лондонские,которые ограничивали для крупных кораблей количество,тоннаж,калибр орудий. И похоже только Великобритания неукоснительно соблюдала заложенные в этих договорах ограничения. Несвойственно для великобританской политики,но... итальянцы мухлевали с водоизмещением,японцы в калибром орудий и водоизмещением,остальные тоже не отставали .. и только бритты честно втискивали свои корабли в свои же придуманные ограничения.

Вторая Лондонская конференция ограничила главный калибр строящихся линкоров 356 мм,при этом японцы и итальянцы договор не ратифицировали,немцев туда вроде и вообще не приглашали.А война была уже на пороге.

После длительных линкорных каникул 1922-1936 ,которые очень негативно отразились на британском кораблестроении,привели в упадок производство брони и тяжелых морских орудий ,в 1937 "неожиданно" оказалось можно строить новые линкоры. Королевский флот заказал новую серию линкоров-в 5 кораблей перед самой войной и честно самоограничил калибр 356 мм. В итоге это оказалась последняя реально построенная серия британских линкоров.

Головной корабль серии получил имя "Кинг Джордж V",которое уже носил линкор периода первой мировой войны-и тоже головной в серии.

Все пять кораблей носили имена британских выдающихся деятелей либо высочайших титулов королевской семьи.

Георг V (англ. George V; 3 июня 1865 — 20 января 1936) — король Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии и Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии с 6 мая 1910 года до своей смерти; второй сын принца и принцессы Уэльских (позднее Эдуарда VII и королевы Александры). Из Саксен-Кобург-Готской династии, с 1917 года из Виндзорской династии. Это тот что до безобразия похож на нашего Николая Последнего.
Джордж Ансон, 1-й барон Ансон (англ. George Anson, 1st Baron Anson; 23 апреля 1697 — 6 июня 1762) — британский адмирал, знаменитый своим кругосветным плаванием.
Ричард Хау, 1-й граф Хау (также Хоу, или Гоу) (Richard Howe, 1st Earl Howe; 8 марта 1726 — 5 августа 1799) — британский адмирал, прославившийся во время Американской войны за независимость и Французских революционных войн.

Принц Уэльский и Герцог Йоркский-древние британские титулы,которые обычно носили наследники британской короны -первый и второй сын соответственно.

Для "Энсона " закладка происходила под именем "Джеллико",а для "Хау"-под именем "Битти "-в честь английских адмиралов первой мировой войны,но в феврале 1940 корабли были переименованы в честь гораздо более древних адмиралов 18 века.

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

Всего построено 5 кораблей:

"Кинг Джордж V" HMS King George V. Заложен 2.01.1937,спущен на воду 21.02.1939,вступил встрой 11.12.1940.В резерве с 14.06.1950,списан 1957,сдан на слом 20.01.1956.

"Принс оф Уэлс" HMS Prince of Wales. Заложен 2.01.1937,спущен на воду 03.05.1939,вступил встрой 31.03.1941. Потоплен японской авиацией 10.12.1941.

"Дюк оф Йорк" HMS Duke of York Заложен 5.05.1937,спущен на воду 28.02.1940,вступил встрой 04.11.1941. В резерв с апреля 1949.Списан 1957,на слом 18.02.1957.

"Энсон" HMS Anson, Заложен 20.07.1937,спущен на воду 24.02.1940,вступил встрой 22.06.1942. До февраля 1940-"Jellicoe".с 7.1946 учебный корабль,списан 1957,на слом 17.12.1957.

"Хау" HMS Howe. Иногда-"Хоу" Заложен 1.06.1937,спущен на воду 09.04.1940,вступил встрой 29.08.1942. До февраля 1940-"Beatty."С января 1946 учебный корабль,списан 1957,на слом 2.06.1958.

Водоизмещение- 36 727 т нормальное, 42 076—43 768 т полное . Длина213,5/227,2 м. Ширина32,2 м. Осадка 10,2 м.

Бронирование-главный пояс: 356—381 мм рубка: 76-114 мм палуба: 127—152 мм башни ГК: 149—324 мм барбеты башен ГК: 280—330 мм

Двигатели-8 паровых котлов Адмиралтейского типа,4турбины Парсонса 110 000 л.с.,Скорость 28,5 узлов. Дальность 14 000 миль( на 10 узлах),Экипаж 1422 человека.

Вооружение-2 × 4 и 1 × 2 — 356-мм/45

8 × 2 — 133-мм/50 универсальных ,4 × 8 — 40-мм/40(«пом-пом»).

1 катапульта,2 гидросамолета.

 

Начиная с 1942 года Адмиралтейство провело модернизацию линкоров типа «Кинг Джордж V» на основе опыта, полученного при гибели «Принс оф Уэлс». В число предпринятых мероприятий входили:

  • Установка размагничивающего устройства;
  • Установка гидролокатора;
  • Установка системы дистанционного управления зенитными автоматами;
  • Оборудование дополнительных наблюдательных постов:
  • Установка брони для защиты помещений операторов РЛС, приводов рулевого устройства и силовых кабелей башен универсальной артиллерии:
  • Установка дополнительных водонепроницаемых переборок и устройство водонепроницаемых шахт;
  • Удлинение сети водоотливных насосов и установка переносных помп;
  • Дублирование противопожарной сети;
  • Установка аварийной осветительной сети;
  • Размещение энергетических агрегатов на ударопрочных фундаментах;
  • Дублирование силовых приводов универсальной артиллерии.

Модернизации кораблей-

«Кинг Джордж V»

Начало 1941 года-Вместо платформы КДП «пом-помов» между двумя носовыми КДП зенитной артиллерии установлен радар «Тип 271».

Декабрь 1941 года- Демонтированы установки UP *, добавлены 1×4 и 1×8 установки «пом-помов». Вместо КДП установок UP установлены КДП «пом-помов». Вместо радара «Тип 271» установлен радар «Тип 273». На КДП «пом-помов» установлены пять РЛС «Тип 282».Установлены 18 одиночных «эрликонов».

Май — июнь 1942 года-Ремонт в Ливерпуле. Устранение аварийных повреждений. Снят внешний и установлен внутренний кабель размагничивающего устройства. На КДП 133-мм орудий установлены четыре РЛС «Тип 285». Добавлена радиостанция FM2 MF D/F.

Май 1943 года-Установлены 20 одноствольных 20-мм «эрликонов». Сняты два 32-футовых катера. Верхний мостик продолжен назад, адмиральский — вперёд.

Февраль — июль 1944 года-Ремонт в Ливерпуле. Сняты 1×4 «пом-пом», 12 одноствольных «эрликонов», РЛС тип «273» и станция HF/DF. Установлены 3×8 «пом-пома», 6×2 «эрликонов», 2×4 40-мм «бофорса». Радар «Тип 279» заменён на «Тип 279В», на носовом КДП ГК «Тип 284» на «тип 274». Добавлены РЛС «Тип 277», «Тип 293», две «тип 282», РЛС «Тип 285» на кормовом КДП ГК, станция RH2 VHF/DF. Катапульта и самолёты сняты, изменено размещение шлюпок, улучшены условия обитаемости.

1945 год-Сняты 2 одиночных «эрликона», установлены два одиночных «Бофорса».

«Принс оф Уэлс»

Май 1941 года-Установлены 4 РЛС «Тип 282» и 4 «Тип 285».

Июнь — июль 1941 года-Ремонт в Росайте. Демонтированы установки UP, добавлены 1×4 и 1×8 установки «пом-помов». Вместо КДП установок UP установлены КДП «пом-помов». Установлен радар «Тип 271».

«Дюк оф Йорк»

Апрель 1942 года-Установлены 8×1 «эрликонов».

Декабрь 1942 — март 1943 года-Ремонт в Росайте. Дополнительно установлены 14 одиночных «эрликонов». Мостики модифицированы как на «Кинг Джордж V». Убраны катера вокруг башни «В».

Начало 1944 года-Вместо двух одноствольных установлены две двухствольные установки «эрликонов».

Сентябрь 1944 — апрель 1945 года-Ремонт в Ливерпуле. Установлены 2×8 и 6×4 АУ «пом-помов», 2×4 «бофорса», 6×2 15×1 «эрликонов». Снята РЛС «Тип 273». РЛС «Тип 281» заменена на «Тип 281В», а радар «Тип 284» на два «Тип 274». Добавлены две РЛС «Тип 277», одна «Тип 282», «Тип 293» и станция RH2 VHF/DF. Катапульта и самолёты сняты, изменено размещение шлюпок, улучшены условия обитаемости.

«Энсон»

Начало 1943 года-Установлены 22 одиночных «эрликона". Сняты катера вокруг башни «В».

Июль 1944 — март 1945 года-Ремонт в Девенпорте. Установлены 2×8 и 4×4 «пом-пома», 2×4 «бофорса», 8×2 и 13 одиночных «эрликонов». Снята РЛС «Тип 273». РЛС «Тип 281» заменена на «Тип 281В», тип «285» на тип «275», а радар «Тип 284» на два «Тип 274». Вместо РЛС тип «282» установлена «Тип 262», и установлены ещё две РЛС «Тип 262». Дополнительно установлены РЛС «Тип 277» и «Тип 293», станция RH2 VHF/DF, станция постановки помех «Тип 651». Зенитные КДП HZ/LA Mk V заменены на HA/LA Mk VI. Катапульта и самолёты сняты, изменено размещение шлюпок, улучшены условия обитаемости.

Середина 1945 года-2×2 «эрликона» заменены на 2×4 «пом-пома».

1946 год-Сняты 4×4 и 2×8 «пом-пома».

«Хау»

Начало 1943 года-Установлены 22 одиночных «эрликона».

Декабрь 1943 — май 1944 года-Ремонт в Девенпорте. Сняты шесть одиночных «эрликонов». Добавлены 2×8 «пом-пома», 2×4 40-мм «бофорса» и 4×2 20-мм. РЛС «Тип 281» заменена на «Тип 281В», а радар «Тип 284» на два «Тип 274». Вместо РЛС тип «282» установлена «Тип 262», и установлены ещё две РЛС «Тип 262». Дополнительно установлены одна РЛС «Тип 285», «Тип 277» и «Тип 293», станция RH2 VHF/DF. Катапульта и самолёты сняты, изменено размещение шлюпок, улучшены условия обитаемости.

Июнь — сентябрь 1945 года-Дурбан. Сняты все 34 одноствольных «эрликона», Добавлены 6×4 «пом-помов» и 18×1 «бофорсов».

Конец 1945 года-Портсмут. 6×1 40-мм «бофорсов» сняты.

Май 1948 — июнь 1949 года-Девенпорт. Сняты 2×4 «бофорса».

 

* UP или Unrotated Projectile («Невращающийся снаряд») -зенитная ракетная система британской разработки на основе НУРС.Дальность до 900м,высота до 700м.В установке-20 направляющих. Показала себя крайне неудачно.

 
Пусковая установка UP на борту корабля HMS King George V.
 
Пусковая установка UP на борту корабля HMS King George V.

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

Попытка втиснуть проект в 35000 тонное ограничение и ограничиться главным калибром в 356 мм привела к созданию весьма своеобразных кораблей.

Британские адмиралы рассчитывали что калибр в 356 мм не будет фатальным для боеспособности новых линкоров- несколько пониженная бронепробиваемость орудия по их данным оставалось достаточной для потенциальных противников,зато повышенная по сравнению с 406 мм орудиями скорострельность-2 выстрела в минуту против 1,5-1,7 у 406 мм на планируемых дистанциях боя в 60-80 кабельтовых могла якобы обеспечить превосходство при огневом контакте.Первоначально проект предусматривал 12 356 мм орудий в трех четырехорудийных башнях,но в итоге верхняя носовая башня стала двухорудийной- тяжелая башня слишком снижала остойчивость корабля,да и по бронированию с противоторпедной защитой потребовалось усиление.

В итоге по огневой мощи "Кинги" уступали практически всем современникам.

В проекте было заложено 16 133 мм универсальных автоматических пушек в 8 ми башнях. Темп стрельбы предусматривался в 16 выстрелов в минуту на ствол- 256 снарядов с корабля в минуту! Но в итоге пришлось вернуться к ручному заряжанию-причем раздельному-со скорострельностью уже в 7 выстрелов в минуту. С учетом отставания развития средств управления огнем довольно тяжелые орудия просто не успевали за целями.

По бронированию англичане попытались увеличить площадь броневого пояса при сохранении его толщины. Нос и корма тоже были забронированы.Всего под защитой было около 70 % длины корабля.Особенностью"Кингов" был дополнительный дюймовый "щит" от осколков,доходящий до верхней палубы.

Усилена была противоторпедная защита-за счет 51 мм (др. данные -44 мм)противоминной переборки и трех рядов отсеков планировалось удержать до 4-х торпед с эквивалентом бч в 400 кг тротила каждая. На практике ПТЗ "Кингов" оказалась не слишком эффективной- "Принс оф Уэлс" ушел на дно после 6 японских торпед.Причем критичной по некоторым данным, оказалась более легкая авиационная,но очень удачно зашедшая.

Скоростью британцы в этот раз решили пренебречь,решив что отставание от одноклассников на 3 узла в бою не критично,зато требует большой доли водоизмещения,адмиралтейство довольствовалось 27,-29 узлами,которые смогли выдать "Кинги" на испытаниях.Ни "Бисмарк" ни "Литторио" ни "Айову" ни "Ришелье" в равных условиях догнать они не могли...

Дальность плавания у "Кингов" оказалась вдвое меньше расчетной и особенно это критично было на тихоокеанском ТВД-где их приходилось дозаправлять прямо в море.

По условиям обитания,несмотря на наличие кинозала на 400 посадочных мест,церкви,буфета,КПЗ,стоматологии и прочего, "Кинги" пользовались плохой репутацией-особенно в тропических морях. Кондиционирование отсутствовало,вентиляция была неудовлетворительной,в кубриках было +35 градусов.

Зато все корабли серии были адаптированы под флагманские функции,имели роскошные адмиральские каюты(спальня,ванная,столовая,салон,кабинет,гардероб и прочее) и каюты для высших офицеров.

 

 
установка "пом-пом"
 
установка "пом-пом"

 

 

 
Подъём гидросамолёта «Валрус» на линкор «Кинг Джордж V»
 
Подъём гидросамолёта «Валрус» на линкор «Кинг Джордж V»

 

 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 

 

 

 
scale_1200
 
 

 

 
scale_1200
 
 

 

 

 
scale_1200
 
 

 

 

 
scale_1200
 
 
 
scale_1200
 
 

Серия линкоров типа "Кинг Джордж V"символизировала собой закат британского судостроения как законодателя мод для флотов других стран мира. "Вэнгард" был его лебединой песней.

Эпоха владычицы морей закончилась....



1 Комментарий


Рекомендуемые комментарии

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...