Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Линейные корабли. Бразильская дредноутная гонка."Минас Жераис".

Морская коллекция

20 просмотров

Когда крупнейшая страна Южной Америки носила звучное название Бразильской империи,в ее лесах водилось много диких обезьян,а на фазендах злобно угнетали рабыню Изауру... флот одной из восьми существовавших тогда империй был весьма скромен . В 1889 году толпы хосе игнасио и леонсио свергли наконец очередного дона Пэдро(ну мало ли в Бразилии донов Пэдро)) - императора Педру Второго. Страна вступила в период длительных внутренних неурядиц,мятежей и диктатур.

 

В 1893 в Бразилии начались удивительные события-море пошло против суши. Бразильский флот восстал против диктатора,опиравшегося на сухопутные войска. И проиграл. В итоге в 1894 почти весь и без того скромный флот Бразилии был уничтожен.

Оказалось что несмотря на огромные размеры и население Бразилия по мощи флота стала третьей в Латинской Америке-после Аргентины и Чили-которые в острой конкуренции между собой постоянно увеличивали количество кораблей.К началу 20 века самыми современными кораблями бразильцев были два броненосца береговой обороны 1898 г. постройки. Да и штат был укомплектован только на 45%.

Растущая и богатеющая на экспорте кофе и каучука бразильская буржуазия однако обрела и амбиции на статус великой державы-и такое положение ее не устраивало. Уже в 1904 Национальный конгресс принял программу развития флота. Благо денег в бюджете на экспорте ощутимо прибавилось.

Бразильские адмиралы раскололись на две фракции-одни считали что стране нужен небольшой флот из мощных кораблей,другие считали более выигрышным развитие многочисленного флота небольших кораблей.Первых поддерживали английская фирма "Армстронг" и банкирский дом Ротшильдов. Естественно из корыстных соображений. В итоге в конце 1905 были заказаны в Англии три броненосца(13000т.,19 узл,12-254 мм орудий в 6 башнях). Как только пришла информация о постройке "Дредноута" заказ был немедленно отменен- вместо них были заложены два дредноута типа "Минас Жераис"(12-305 мм орудий и 21 узл). Планировался третий,но его постройку отменили . Вместо него заложили более мощный дредноут -проект многократно изменялся-и в результате оказалось что корабль под названием "Рио- де- Жанейро" все равно уступает уже появившимся супердредноутам. Бразильское правительство в 1913 выставило недостроенный "Рио- де- Жанейро" на продажу.Покупателем стала Османская империя и корабль получил сложную запутанную судьбу....

Вместо него бразильцы планировали заказать у "Армстронга" супердредноут «Риачуэло» ,но начавшаяся вскоре первая мировая война закрыла и этот проект.

В итоге Бразилия стала третьей страной в мире,заложившей дредноуты(после Англии и США). Дредноуты для начала 20 века-это символ мощи страны и ее возможностей,пропуск в узкий круг мировых держав, повышающий международный престиж.

Неожиданный рывок Бразилии в дредноутный клуб многие посчитали действиями в интересах третьей стороны-якобы бразильцы всего лишь ширма-а линкоры предназначены для... тут версии расходились-назывались Великобритания, Япония, Германия и США .

Историк флота Роберт Шейна подсчитал, что линкоры обошлись Бразилии в 6 110 000 фунтов, не считая 605 520 фунтов на боеприпасы и ещё 832 000, вложенных в модернизацию доков . В первые шесть лет службы на обслуживание кораблей была потрачена сумма, равная 60 % от первоначальной стоимости их постройки.

"Минас Жераис" с технической точки зрения для своего времени был весьма продвинутым кораблем- линейно-возвышенные концевые башни давали возможность бортового залпа 10 305 мм орудиями.Для 1910 весьма неплохо. Но уже через пару лет он безнадежно устарел...

 

 

 

 
scale_1200
 

 

 

 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 

 

 
спуск на воду головного корабля
спуск на воду головного корабля

 

«Минас Жерайс» ( Minas Geraes) заложен 17 апреля 1907 года .Спущен на воду 10 сентября 1908 года.Вступил в строй 6 января 1910 года.Выведен из состава флота в в 1952 году, Пущен на слом в 1954 году

«Сан-Паулу» ( Sao Paulo) заложен 30 апреля 1907 года ,Спущен на воду 19 апреля 1909 года, Вступил в строй июнь(август-др. источник) 1910 года.Выведен из состава флота 2 июля 1947 года.В августе 1951 года продан фирме "Бритиш Айрон энд Стил", затонул при буксировке в Британию в ночь с 4 на 5 ноября севернее Азорских островов.

Водоизмещение- 21 200 т. Длина 162,4 м. Ширина 25,3 м. Осадка 7,6 м.

Бронирование-пояс - 229 мм, 
верхняя палуба - 32 мм,
верхняя бронированная палуба - 51 мм,
нижняя бронированная палуба - 25 мм,
скосы и цитадели - 38 мм,
башни главного калибра и барбеты - 229 мм,
боевая рубка - 305 мм;

Двигатели-2 паровые машины, 18 котлов «Бабкок—Уилкокс» - 6 нефтяных котлов «Торникфорта» (после модернизации)23 500 л. с.,30 000 л. с. (после модернизации),Скорость 21 узел,22 узла (после модернизации).Дальность 8 000миль( на 10 узлах).Экипаж 850 человек,
1 131 (после модернизации)

Вооружение- - 12 х 12"/45 (305 мм) в двухорудийных башнях
22×120/50 мм орудий (+14 х 120/50 мм после модернизации),4 х 102-мм зенитных орудия и 4 х 40-мм зенитных автомата.

 

«Минас Жерайс» в 1918 был отправлен в США, где на верфи Нью-Йорка проходила его модернизация до 1921 года. В ходе модернизации была сокращена противоминная артиллерия корабля, заменены приборы управления огнём. Следующим в 1920-21 гг модернизировали «Сан-Паулу» .

В 1934—1938 годах на верфи в Рио-де-Жанейро «Минас Жерайс» прошел кардинальную модернизацию. Трубы были демонтированы и заменены на одну большую. Модернизировали вооружение: установили четырнадцать 120-мм орудий, четыре 102-мм зенитки и в дополнение четыре 40-мм зенитных автомата.

Силовая установка была заменена на шесть новых нефтяных котлов Торникфорта,что позволило убрать вторую дымовую трубу.После модернизации силовой установки линкор имел следующие характеристики: мощность — 30 000 л.с, скорость — 22 узла, запас топлива — 2200 тонн нефти, численность экипажа — 1131 человек

Состояние же «Сан-Паулу» к этому времени было настолько плачевным, что его модернизацию сочли экономически неэффективной

 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 
 
«Сан-Паулу»
«Сан-Паулу»
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 
 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 

Самые яркие пятна в истории бразильских линкоров-участие в различных восстаниях и мятежах. Самым известным стало "Восстание плетей" ( Revolta da Chibata) . Сразу после вступления в строй бразильские линкоры стали ядром восстания матросов бразильского флота в Рио-де-Жанейро в конце ноября 1910 года. Поводом стали 250 плетей-выписанных чернокожему матросу Марселину Родригес Менезис .

Но корни уходили глубже- в сословно-расовую структуру бразильского флота.Офицерский состав был белым,а низшие чины-неграми и мулатами. Барон Рио-Бланко заметил, что «пополняя морскую пехоту и флот, мы принимаем на борт отбросы наших городов, негодных люмпенов, не имеющих никакой подготовки. Бывшие рабы или их сыновья — вот из кого набраны наши команды, большинство этих людей негры или темнокожие мулаты»

Около десяти часов вечера 22 ноября восстал «Минас Жерайс». Вскоре восстали «Сан-Паулу», новейший крейсер "Баия" и старый корабль береговой обороны «Диодору». Восставшие корабли представляли собой наиболее современные и мощные единицы флота. Восстала примерно половина моряков, находившихся в Рио-де-Жанейро (2379),остальные лояльностью тоже не отличались. Восставшие требовали отмены "флотского рабства" и телесных наказаний.

Парламенту удалось удержать командование флота от силового подавления восстания,требования были удовлетворены.

После завершения восстания власти обезоружили корабли, сняв с орудий затворы. Восстание и вызванная им слабость флота, неспособного действовать из опасения новых беспорядков, побудили многих влиятельных бразильцев, среди которых были президент, известные политики вроде Барбозы и барона де Рио-Бранко и редакторы газет, поднять вопрос о полезности новых кораблей и даже целесообразности их продажи другому государству.

Президент и кабинет решили, что продажа построенных кораблей негативно скажется на внутренней политике государства, корабли остались в составе бразильского флота, однако восстание выявило его истинную боеготовность. Так, агент Армстронга сообщал, что корабли находятся в плохом состоянии, ржавчина покрыла башни и паровые котлы. Ремонт, по его подсчётам, обошёлся бы казне в 700 000 фунтов. Британский посол сообщал, что «эти корабли абсолютно бесполезны для Бразилии».

 
Лидер восставших Жуан Кандиду Фелизберту (в первом ряду слева от человека в тёмном костюме) вместе с репортёрами, офицерами и матросами на борту «Минас Жерайса», 26 ноября 1910 года
Лидер восставших Жуан Кандиду Фелизберту (в первом ряду слева от человека в тёмном костюме) вместе с репортёрами, офицерами и матросами на борту «Минас Жерайса», 26 ноября 1910 года

 

 
scale_1200
 

 

 
Бразильские матросы на борту «Минас Жерайса». Снимок сделан предположительно во время визита корабля в США в начале 1913 года
Бразильские матросы на борту «Минас Жерайса». Снимок сделан предположительно во время визита корабля в США в начале 1913 года

Когда 24 октября 1917 года Бразилия вступила в Первую мировую войну,союзница Англия обратилась к правительству Бразилии с просьбой отправить её линкоры в Северное море, для действий совместно с Гранд Флитом . Но линкоры находились таком плачевном состоянии, что было решено сперва их модернизировать в США.А там и война закончилась.
6.07.1922 
"Сан Паулу" впервые открыл огонь главным калибром по реальной цели-обстрелял форт в Копакабане во время "лейтенантского переворота".

4 ноября 1924 года уже на самом «Сан-Паулу» вспыхнул мятеж. Три молодых офицера арестовали всех своих командиров и подняли красный флаг.Но флот не поддержал мятежников.Линкор покинул гавань и отправился в Монтевидео. На прощание из 47 мм орудия вдарил по своему систершипу. Никто не пострадал.Уругвайское правительство вернуло корабль в Бразилию.

В 1935 году пышно отметили 25-летие « Сан-Паулу» . За это время линкор прошел 81000 миль и сменил 25 командиров. И это кстати осталось его единственными достижениями...

Во время Второй мировой войны «Минас Жерайс» нес службу в порту Байя (Сальвадор), из-за плохого технического состояния линкор «Сан-Паулу» всю войну провел в порту Ресифи.

 

«Минас Жерайс» после войны в 1952 году был исключен из состава флота.В 1953 году итальянская фирма приобрела его для разделки на металл. С 11 марта по 22 апреля 1954 года совершил переход на буксире в Специю, где был утилизирован.

« Сан-Паулу» исключён из состава флота 2 июля 1947 года. В августе 1951 продан на слом. 4 ноября 1951 года затонул при буксировке в северной Атлантике недалеко от Азорских островов. Перегоночная команда из восьми человек погибла вместе с кораблем.

История бразильских линкоров -это яркая иллюстрация того -к чему приводят амбиции-не подкрепленные соответствующими ресурсами.Спустив деньги,заработанные на каучуковой лихорадке,на строительство новейших,престижных и очень дорогих игрушек,бразильское правительство вскоре осознало-что удовольствие это дорогое,а использовать его не для чего,нечем и некому. Устаревшая сословная структура общества,низкий уровень технической культуры и несоразмерность мощи кораблей реальным задачам национальной обороны привели к тому что всю свою многолетнюю службу эти мастодонты либо ржавели в портах либо участвовали в различных латиноамериканских карнавалах типа восстаний,бунтов и переворотов.Так что иногда приходилось замки от орудий хранить в надежном месте...



0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...