Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Линейные корабли. Французский супердредноут."Бретань".

Морская коллекция

217 просмотров

В начале 20 века Франция была морской державой номер два в мировой табели о рангах.Гордые французские броненосцы бороздили просторы трех океанов,французские адмиралы планировали атаки своих крейсеров на британские торговые пути(именно Англия считалась наиболее вероятным противником и именно на борьбу с ней затачивался океанский флот огромной колониальной империи). Но вскоре дряхлеющего гегемона Европы 16-19 веков начали резко теснить молодые империалистические державы-США и Германия. На равных противостоять им Франция уже не могла. В 1907 ей пришлось стать союзником прежде ненавистной Британии по знаменитой Антанте.

 

Такое же падение испытывал и флот-к началу мировой войны он уже бился за 4-е место с наступавшими на пятки японцами и итальянцами. Дредноутная гонка только усугубила ситуацию-старый броненосный флот обесценился,а строить десятки дредноутов Франция позволить себе не могла. Когда первые четыре дредноута типа "Курбэ"еще вступали в строй , Англия и Германия уже переходили на супердредноуты. К этому времени британцы построили уже десяток дредноутов, Германия спустила на воду восемь. Даже США , не считавшиеся еще сильной морской державой, имели шесть дредноутов. Французы решились на вторую серию линкоров.

Названия они получили по французским провинциям-Бретань,Прованс и Лотарингия. Построены они были по программе 1912 года. Созданы на базе линкоров типа «Курбэ», но обладали новой артиллерией главного калибра в 340 мм и бо­лее рациональным расположением ба­шен. К августу 1914 года находились в высокой степени готовности, поэтому стали единственными крупными кораб­лями французского флота, которые все же были достроены в ходе Первой миро­вой войны.Размеры их были ограничены имеющимися в стране доками.В связи с установкой более тяжелых орудий броневую защиту пришлось снизить (пояс стал тоньше на 20-30 мм) для экономии веса,а количество башен сократить с 6 до 5 (соответственно под 10 орудий главного калибра).

Каждая башня главного калибра была оснащена отдельным дальномером, пункта центрального управления огнем не было.

Линкоры типа «Бретань» были единственными супердредноутами ВМС Франции, но к моменту ввода в строй уже уступали многим своим зарубежным собратьям. Они имели неудовлетворительную море­ходность, ненадежные котлы и малый угол возвышения 340-мм орудий (12°) и, соот­ветственно, недостаточную дальность стрельбы (14,5 км). Последний недоста­ток исправили в 1917 году лишь на «Лоррэне», увеличив угол возвышения до 18° и дальность стрельбы до 18 км. На ос­тальных кораблях подобную модерниза­цию провели уже после войны.

По типу "Бретань" был заложен еще один корабль-но по заказу королевских ВМС Греции- "Vasilefs Konstantinos ". Так как его закладка состоялась 12.06.1914 ,то с началом войны строительство было прекращено. Французский флот некоторое время рассматривал возможность достроить корабль для себя под именем «Савойя», но в результате отказался от этой идеи. После войны, корабль был сдан на лом.

 

 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 
 
scale_1200
 

 

«Бретань» (Bretagne) заложен 1.7.1912,спущен на воду 21.4.1913,вступил в строй 9.1915 . погиб 3.7.1940 под огнем британских линкоров. был поднят и разделан на металл в 1952 году .

«Лоррэн» (Lorraine)  заложен 1.8.1912 ,спущен на воду 30.9.1913 ,вступил в строй 7.1916 . исключен из состава флота 1953 .

«Прованс» (Provence) заложен 1.5.1912 ,спущен на воду 20.4.1913 ,вступил в строй 6.1915 .- затоплен экипажем в Тулоне 27.11.1942, поднят и разделан на металл в в 1949.

Водоизмещение 23 320/25 000 т, длина,ширина,осадка 166x26,9x8,9 м. Двигатели-4 паровые турбины Парсонса с 24 котлов(Никлосса на "Бретани", Бельвиля на "Лоррэн",на «Прованс» - 18 Тампля), 29 000 л.с.,Скорость 20 уз. Дальность плавания 4600 миль. Броня: пояс 270— 160 мм, башни № 1 и 5 340 мм, башни № 2 и 4 250 мм, башня № 3 400 мм, барбеты 270 мм, казематы 170 мм, палубы 40+40 мм, рубка 314 мм. Экипаж 1130-1193 чел. Вооружение-10 — 340 мм/ 45 обр. 1912, 22-138 мм/55 обр. 1910 , 4-47 мм"Гочкис", 4торпедных аппарата 450 мм.

В 20 — 30-е годы все три корабля были модернизированы .

Вооружение было улучшено,главному калибру дважды увеличивали угол возвышения, дальность стрельбы была увеличена до 26.6 км при угле возвышения 23 градуса , и добавили четыре 75-мм пушки M1897 .Кроме того, была добавлена треножная мачта со станцией управления огнем и дальномером для зенитных орудий корабля. "Носовая часть поясной брони была снята, а угольные котлы были заменены на нефтяные . Были установлены новые турбины , а также 8 новых 75-мм зенитных орудий.

К 1939 зенитная артиллерия была представлена четырьмя 75-мм орудиями образца 1922 года, 24 8-мм пулеметами Hotchkiss, 16 13.2-мм пулеметами Hotchkiss. В 1940 году было добавлено 12 13.2-мм пулеметов.

На «Лоррэн» центральную башню заменили на ангар для трех гидросамолетов Loire 130 , катапульту установили на палубе.Также установили 4 100-мм орудия образца 1930 года и 8 13.2-мм пулеметов. В 1940 году 100-мм орудия были сняты и установлены на новый линкор "Ришелье" , их место заняли 8 75-мм орудий образца 1922 года. В марте-мае 1944 года авиационное оборудование и 13.2-мм пулеметы были сняты, зенитная артиллерия усилилась 14 40-мм и 25 20-мм орудиями.

 

 
scale_1200
 
 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 

В этих кораблях как в зеркале отразился кризис как всей Франции, так и французского военного кораблестроения в начале 20 века. Потеря экономического рейтинга, резкая смена геополитического противника,неспособность вписаться в новый мировой порядок привели к созданию нетипичных для заслуженного французского кораблестроения весьма серых и морально устаревших еще при строительстве кораблей. Это корабли -как символ начавшегося упадка Франции в 20 веке,перехода во второй эшелон морских держав. Что и было закреплено в Вашингтонском соглашении 1922-уравнявшем французский флот с итальянским.Косность и отсталость военно-морского командования,считавшего -что и в 20 веке бой будет проходить только на ближних дистанциях,привели к установке орудий с небольшой дальностью стрельбы и архаичной системой управления огнем. В дополнение к недостатку всех линкоров первой мировой- слабой горизонтальной защите.

Тем не менее-до вступления в строй "Дюнкерка" это были самые мощные корабли французского флота.

Боевая судьба у них выдалась весьма неоднозначной. Если в первую мировую войну они умудрились не сделать по противнику ни одного выстрела,то во второй еще и судьбы кораблей этого типа были очень разными.

Но об этом-в следующей статье.



1 Комментарий


Рекомендуемые комментарии

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...