Перейти к содержанию
Warships.su | Шлюпки24.рф

Линейные крейсеры. Боевые кошки адмирала Фишера. "Лайон".

Морская коллекция

54 просмотра

В 1910 с поста первого лорда Адмиралтейства в отставку ушел адмирал Джон Фишер,создатель класса линейных крейсеров. Прощальным подарком Королевскому флоту от него стала закладка супердредноута "Орион",впервые оснащенного десятью 343 мм орудиями и соответствующей ему серии линейных крейсеров с теми же 343 мм орудиями в количестве восьми штук и увеличенным водоизмещением.До Адмиралтейства доходили противоречивые слухи о характеристиках строящихся в Германии линейных крейсеров-типа "Мольтке",причем слухи были преувеличенными.Поэтому в попытке выиграть заочную гонку с немцами "Лайоны" на время стали крупнейшими боевыми кораблями в мире.Крейсера типа «Лайон»были заметно больше, чем крейсера предыдущей серии «Индефатигебл», на них наконец то избавились от неудачного размещения башен главного калибра , разместив их в диаметральной плоскости-что увеличило не только размеры корабля -но и вес бортового залпа. Броня на крейсерах типа «Лайон» была более толстой, чем на «Индефатигеблах»-броневой пояс в районе ватерлинии состоял из 9-дюймовой (229 мм)крупповской брони, в то время как на «Индефатигебле» он был 6-дюймовым (152 мм). У 343 мм орудий вес снаряда оказался почти на 50 % больше 305 мм, а пробивае­мость на дистанции 4500 м (24 кабельтова) на 25 % больше. Вес бортового залпа увеличился почти вдвое (4540 кг против 2361 кг). Корабль обладал хорошими мореходными и ходовыми качествами — легко и спокойно удерживал курс. Период бортовой качки составлял 12 секунд. Для уменьшения качки были установлены скуловые кили. Кор­ма имела длинный подзор, где установили два па­раллельных балансирных руля, подвешенные без опорных пят и кронштейнов. Линейные крейсера типа «Лайон» были по­воротливыми кораблями с довольно небольшим тактическим радиусом циркуляции .

 

После окончания постройки "Лайон" ока­зался на 3370 т тяжелее "Мольтке" и имел более мощную артиллерию главного калибра (восемь 343-мм орудий против десяти 280-мм). Однако 229-мм главный броневой пояс, 31-мм палуба и 229-мм барбеты "Лайона" не шли ни в какое сравнение с соответственно 279-мм, 75-мм и 267-мм "Мольтке". Германский линейный крейсер "Зейдлиц", заложенный в 1911 г., явился увели­ченной копией "Мольтке", и Совет Адмиралтейства произвел его обстоятельное сравнение с "Лайоном". "Лайон" оказался на 12,3 м длиннее, на 1,5 м уже, имел на 1,8 м более высокий надвод­ный борт и на 1420 т большее, чем у "Зейдлица", водоизмещение. Энергетическая установка "Лайона" была на 15% мощнее, котельное от­деление на 25% и машинное на 60% больше. Уменьшение объема этих отделений на "Зейдлице" позволило так значительно уменьшить его длину и водоизмещение, что экономию веса корпуса удалось использовать для дополни­тельного бронирования.

В итоге английские "кошки" являлись самыми большими и быстроходными кораблями, построенными накануне Первой Мировой войны, впервые были вооружены 343 мм орудиями в башнях, расположенных в диаметральной плоскости корабля. Но бронирование ,достаточное для крейсерских операций было совершенно неудовлетворительным для эскадренного боя.

 
orig
 

 

 
scale_1200
 
 
"Лайон" 1912
"Лайон" 1912

 

Всего построено два корабля- "Лайон" ( HMS Lion) , «Принцесс Ройял" ( HMS Princess Royal). «Куин Мэри"(HMS Queen Mary) планировался как третий корабль типа "Лайон" , но из-за внесённых в конструкцию изменений рядом специалистов выделяется в отдельный тип. Башни 343-мм орудий были приспособлены для использования более тяжёлых 635-кг снарядов. Проектное водоизмещение возросло на 650 тонн, и для сохранения той же скорости, что и у «Лайона», мощность силовой установки была увеличена на 5000 л. с. Также были произведены незначительные изменения в схеме бронирования.

"Лайон" ( HMS Lion) ,

Заложен 29 ноября 1909 года(др. источники-29 сентября), Спущен на воду 6 августа 1910 года ,вступил в строй 4 июня 1912

«Принцесс Ройял" ( HMS Princess Royal).

Заложен 2 мая 1910 года, Спущен на воду 24 апреля 1911 года ,вступил в строй ноябрь 1912

«Куин Мэри" (HMS Queen Mary)

Заложен 6 марта 1911 года , Спущен на воду 20 марта 1912 года ,вступил в строй август 1913 года . Потоплен 31 мая 1916 года

 
scale_1200
Герб корабля

Итак,"Лайон" ( HMS Lion)


Водоизмещение нормальное — 26 270 тонн,полное — 29 680 т.Длина213,4 м.Ширина27,0 м.Осадка 8,4 м,Бронирование-Пояс — 102…229 мм;
траверзы — 102 мм;
башни — 83…229 мм;
барбеты — 229…203 мм;
боевая рубка — 254 мм;
палуба — 25…65 ммДвигатели-4паровых турбины 
Parsons,
42паровых котла Ярроу 70 000л.с., Скорость 28 узлов (проектная),Дальность 5610 миль( на 10 узлах),Экипаж 997 человек,Вооружение-4 × 2 — 343-мм/45 Mark V , 16 × 1 — 102-мм/50,2 × 2 533-мм торпедных аппарата.

Первоначально крейсера типа «Лайон» не оснащались зенитной артиллерией, но несколько зенитных пушек на них были установлены во время войны. Это были 6-фунтовые пушки Гочкисса QF 6-pounder на лафетах HA Mk Ic, со скорострельностью 20 выстрелов в минуту. Максимальная дальнобойность составляла 3000 метров, но эффективная дальность стрельбы составляла всего 1097 метров. Также корабль оснастили 3-дюймовыми (76 мм) зенитными пушками QF 3 inch 20 cwt на лафетах Mk II с высоким углом подъёма — до 90 градусов. Они стреляли 12,5-фунтовыми (5,7 кг) снарядами с дульной скоростью 760 м/с со скорострельностью 12—14 выстрелов в минуту. Максимальная дальность этих пушек составляла 7200 м. На «Принцесс Ройял» в апреле 1917 года установили две 4-дюймовые зенитные пушки Mark VII на лафетах HA Mk II , и пару одноствольных 2-pdr MK II «пом-помов» в апреле 1919 год


Итак,«Куин Мэри» (HMS Queen Mary)

Водоизмещение нормальное 26 770т.,полное 31 650 т .Длина214,4 м .Ширина27,1 м.Осадка 8,5 м.Бронирование -пояс — 102…229 мм;
траверзы — 102 мм;
башни — 229 мм;
барбеты — 76…229 мм;
боевая рубка — 254 мм;
палуба — 25…64 мм.Двигатели -4паровых турбины 
Parsons, 75 000 л.с.,М Скорость 28 узлов ,Дальность 5610 миль( на 10 узлах),Экипаж 997 человек,Вооружение-4 × 2 — 343-мм/45, 16 × 1 — 102-мм/50,2 × 2 533-мм торпедных аппарата.

 
scale_1200
 
 
scale_1200
 

"Лайон" достроили соглас­но первоначального проекта, но в январе 1912 г. во время предварительных ходовых испыта­ний тепло и дым из раскаленных двух передних дымовых труб сделали фор-марс с постом на­блюдения и корректировки стрельбы полностью неработоспособным, сильно нагревая дальномер на марсе и компас на ходовом мостике. Когда крейсер развивал полную мощность, опоры тре­ногой фок-мачты так разогрелись, что личный состав корректировочного поста на марсе не мог спуститься вниз, поскольку приходилось пе­редвигаться по этим опорам. Замечание, сделанное первым командиром "Лайона" кэптеном Даффи, очень хорошо объясняет сложившуюся ситуацию: "Возможность на­блюдения и корректировки стрельбы с марса фок-мачты во время войны будет минимальной или вообще невозможной. Вероятно, ни один корабль не может идти в бой без полного ис­пользования всех котлов, но в результате этого личный состав поста управления стрельбой цен­тральной наводки на фор-марсе либо задохнет­ся от дыма, либо сгорит. Треногая фок-мачта нависала над передней дымовой тру­бой, но там, где у линкоров типа "Орион" име­лось только 6 котлов, задействованных на эту дымовую трубу, на линейных крейсерах типа "Лайон"располагалось 14. Дым и копоть пере­дней дымовой трубы еще можно было терпеть на фок-мачте линейных кораблей, но у "Лайо­на" температура выходящих из этой трубы га­зов и пара достигала 550°С, чего вынести было никак нельзя. Кроме того, штурманская рубка находилась непосредственно над боевой рубкой. В феврале 1912 г. Адмиралтейство при­няло решение заменить на "Лайоне" треногую фок-мачту на полую шестовую, установленную перед передней дымовой трубой. Это произош­ло по инициативе нового первого морского лор­да Адмиралтейства Уинстона Черчилля, кото­рый имел представление об условиях обитания на крейсере в его первозданном виде от адми­рала Джеллико и экипажа "Лайона" и обеспе­чил финансирование.

 
1-я эскадра линейных крейсеров в Кронштадте,1914
1-я эскадра линейных крейсеров в Кронштадте,1914

 

 
QueenMary
QueenMary
 
QueenMary
QueenMary

 

В феврале 1914 г. эскадра линейных крей­серов в составе "Лайона", "Принцесс Ройял", "Куин Мери" и "Нью Зиланда" направилась с дружеским визитом во французский порт Брест. Цель визита состояла в налаживании взаимодей­ствия английских и французских военно-морс­ких сил на случай войны. В июне 1914 г. эскад­ра линейных крейсеров нанесла визит в Россию, посетив Ригу, Ревель и Кронштадт, с целью продемонстрировать своему континентальному союзнику морскую мощь "владычицы морей" и ее непримиримое отношение к Германии.

18 июня бри­танские корабли эскадры контр-адми­рала Битти бросили якорь на Ревельском рейде, где пробыли четыре дня. 22 июня эскад­ра вышла из Ревеля и рано утром 23 июня при­была в Кронштадт, где царь Николай II в со­провождении морского министра И.К. Григоро­вича осмотрел "Лайон". С разрешения Битти линейные крейсера ос­мотрели русские морские инженеры, представив­шие своему командованию подробные отчеты. По всей видимости, наши инженеры ожидали увидеть на кораблях англичан нечто совершен­но особенное, но поскольку этого не произош­ло, главным лейтмотивом их отчетов было ра­зочарование. "По-крупному" на привередливых русских офицеров ничего не произвело особого впечатления, даже демонстрация заряжания 343-мм орудия, во время которого не прекращалась наводка. Зато всевозможные "мелочи" вроде таб­личек с надписями удостоились всяческих похвал.

 

 
scale_1200
 

 

 

 

 
scale_1200
 

 

 
scale_1200
 
 
scale_1200
 

В Первой мировой войне эскадры британских линейных крейсеров стали настоящими рабочими лошадками флота Ее Величества, -сопровождая конвои и отлавливая немецких рейдеров,производя дальнюю разведку и охранение завес. В маневренной войне на море крейсера Фишера показали себя вполне достойно. Они участвовали во всех крупных стычках с германским флотом- от Фолклендов до Северного моря.

28 августа 1914 г. 1-я и 2-я эскадры линейных крейсеров под командованием вице-адми­рала Битти в составе "Лайона", "Куин Мери", "Принцесс Ройял", "Нью Зиланда" и "Инвинсибла" приняли участие в первом бою в Гельголандской бухте против германских легких крей­серов и эсминцев. Придя на выручку своим лег­ким крейсерам, "Лайон" тяжело повредил лег­кий крейсер "Кельн" и потопил легкий крейсер "Ариадне"(1901 г., 3006 т, 10 105-мм, 22,2 уз.). В конце боя "Инвинсибл" потопил поврежден­ный "Кельн".

24 января 1915 г. в бою у Доггер-банки впервые с начала войны линейные крейсера обе­их сторон вступили в непосредственное боевое соприкосновение. В 8 ч. 52 м. с расстояния около 20000 м (110 каб.) "Лайон" дал одиночный пристрелоч­ный залп с недолетом по концевому тя­желому крейсеру "Блюхер" (1910 г., 17250 т, 12 210-мм, 8 150-мм, 24,25 уз.). Основной огонь отряд Битти сосредоточил именно на "Блюхере".Немецкие линейные крейсера ответили через 15 минут в 9 ч. 09 м., когда дистанция уменьшилась до 18000 м (99 каб.) . Немцы стреляли, главным образом, по "Лайону", так как видели его лучше других ко­раблей,за период боя он получил шестнадцать попаданий 280-мм и 305-мм снарядами, , причинивших ему столь серьезные по­вреждения, что пришлось выйти из строя. Слабое бортовое бронирование британского линейного крейсера показало неспособность 127-мм и 152-мм броневых поясов про­тивостоять германским 280-мм бронебойным снарядам.

В 9 ч. 43 м. 343-мм снаряд "Лайона"вызвал взрыв пороховых зарядов в двух кормо­вых башнях флагманского"Зейдлица". Но в отличие от британских линейных крейсеров для немца это фатальных последствий не имело.То ли броня у немцев была толще,то ли кордита у них не было.

"Лайону" выпала честь открыв огонь в 15 ч. 48 м. (по Гринвичу) 31 мая 1916 г. начать Ютландское сражение,когда эскадра адмирала Битти напоролась на разведку германского флота,. В бою крейсер получил с "Лютцова" 13 попаданий 305-мм снарядами. Наиболее опасное попадание вызвало пожар в башне "Q" .Через 23 минуты после попадания гер­манского снаряда форс пламени начавшего гореть заряда проник в ра­бочую камеру, восемь находящих­ся на выжидательной позиции за­рядов кордита почти одновременно вспых­нули и огромный столб пламени до 65 м высотой поднялся над крейсером. "Лайон" без сомнения должен был взорваться .Взрыв предотвратили затоплением порохового погреба по приказу еще находящегося в созна­нии, но смертельно ра­неного командира ба­шенного расчета Харви. . Впоследствии Харви по­смертно наградили "Кре­стом Виктории". По другой версии переборка погреба башни "Q" оказалась сильно выгнутой наружу. Это способствовало его затоплению водой.

В Ютландском бою "Лай­он" израсходовал 326 343-мм снарядов (37% бо­екомплекта) и добился пяти попаданий (1,53% выпущенных снарядов). Он также выпустил семь торпед ка­либра 533-мм: четыре в германский линейный флот, две в "Лютцов" и одну в сильно повреж­денный "Висбаден", но попаданий не достиг.

Немцы были удивлены тем, что англичане не открыли огня с предельной дальности, нахо­дясь вне досягаемости их орудий. Это объяснялось плохой видимостью в восточном направлении; стояла легкая мгла, с которой сли­вались окрашенные в светло-серый цвет герман­ские корабли, а британские дальномеры на такой дистанции работали неудовлетворительно. Британские же крейсера отчетливо обрисовыва­лись на чистом от мглы западном небосклоне.

По словам старшего артиллерийского офи­цера "Лютцова" фрегаттен-капитана Пашена: "Одно наблюдение, сделанное нами в нача­ле боя, нас изумило и подбодрило. Два упавших близко неприятельских снаряда отрикошетили и пронеслись над "Лютцовым" — два длинных бе­лых снаряда, которые по их цвету я признал за обыкновенные, начиненные черным порохом. Черный порох! Вот почему так незначительны были действия английских снарядов.Ошибка англичан заключалась в их при­страстии к большим калибрам: куда бы ни по­пал снаряд — удар был мощным и пробоина пещерообразного вида, но разрывное действие его было сравнительно слабо. Один раз наш пост управления огнем наполнился знакомым запа­хом черного пороха, и мы улыбнулись друг дру­гу. Мы также получили несколько попаданий снарядов, начиненных более сильной взрывчат­кой, но, по-видимому, не бронебойных, и дей­ствие их было поверхностное."

 

Гораздо меньше повезло "Куин Мэри". Он шел третьим в колонне крейсеров Битти, в 15-48 открыл огонь по немецким линейным крейсерам ,своей целью его комендоры выбрали "Дерфлингер",на нем же самом сосредоточили огонь "Зейдлиц" и "Дерфлингер".Быстро пристрелявшись, немцы начали по­ражать «Куин Мэри», причем три тяжелых сна­ряда одними из первых попали в носовую часть корабля с левого борта вблизи пер­вой башни. Всего в него могли попасть до 20 снарядов 280 и 305 мм, которые нанесли кораблю значительные повреждения.

Фатальный 305-мм снаряд с «Дерфлингера» попал в третью башню «Куин Мэри» с левого борта .В башне начался пожар,от вспыхнувшего кордита боевое отделение наполнилось газами и дымом, вскоре взорвался боезапас. Крышу башни с силой подброси­ло вверх на 30 м, столб красного пламени поднялось над башней и с огромной силой разнес­ ее на куски, падавшие на палубу соседнего «Тайгера». После взрыва в третьей башне в 16 часов 26 минут корабль начал крениться на левый борт и уходить носом в воду. Мачты его рухнули к сере­дине. В момент погружения кормовой части в воду в районе третьей башни произошел второй взрыв, как бы задержавший корабль на мгновение, но все же «Куин Мэри» в течение нескольких секунд погиб­ла, унося с собой 1266 человек экипажа.17 человек осталось на поверхности воды; их подобрали два английских миноносца «Лерль» («Laurel») и «Петард» («Petard»).

 

Стандартная картина гибели британского линейного крейсера-одно меткое попадание немецкого снаряда в район башенных артиллерийских погребов-взрыв кордита с фейерверком и мгновенная гибель огромного корабля с более чем тысячью людей на борту. Спастись удается всего нескольким счастливчикам.

Всего в Ютландском сражении погибло три английских линейных крейсера. Немцы потеряли один-причем затопили его сами, уже практически у побережья.

 

 
Гибель "Куин Мэри"  с немецкого корабля
Гибель "Куин Мэри" с немецкого корабля

 

 
Взрыв на "Куин Мэри" .Ютландское сражение
Взрыв на "Куин Мэри" .Ютландское сражение

С апреля 1919 г. "Лайон" входил в состав Атлантического флота. В 1919-20 гг. он являл­ся флагманским кораблем эскадры линейных крейсеров, а с марта 1920 г. в резерве в Розайте. 30 мая 1922 г. согласно Вашингтонского договора по сокращению морских вооружений его исключили из состава флота . 31 января 1924 г. корабль продали за 77000 фунтов стерлингов, разрезали на две ча­сти, после чего разобрали на металл.

«Принцесс Ройял" в  1920 году была выведена в резерв и в 1924 году, согласно пунктам Вашингтонского морского договора, продана на металлолом.



0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...